НАШИ ПРОЕКТЫ
IX Педагогический марафон: школа как пространство человечности
В эти дни продолжается
IX Московский педагогический марафон учебных предметов. Его учредители – Департамент образования Москвы, Московский институт открытого образования, Издательский дом «Первое сентября», московский государственный лицей №1535
и Центр образования № 293.
За время своего существования марафон приобрел репутацию самой большой свободной конференции учителей всей страны. «Нас не просто знают, но и уважают. Я ни разу не получил отказа от специалиста в ответ на предложение поработать у нас на марафоне», – говорит Артем Соловейчик, главный редактор ИД «Первое сентября».
Концепция марафона понятна и близка большинству педагогов: это встречи с авторами учебников, по которым работают учителя, встречи с коллегами-практиками, добившимися высоких результатов в работе, и знакомство с интересными, яркими личностями, состоявшимися в культуре. И как бы ни менялась ситуация в образовании, эта концепция остается неизменной. Да, в сетку программ вводятся актуальные темы: ЕГЭ, ГИА, стандарты нового поколения. Да, отдается время занятиям по использованию мультимедийных средств обучения, и на марафоне представлено много технических новинок. Но общая интонация остается неизменной: учитель формирует учебное пространство развития ребенка. От степени человечности отношений с учителем зависит качество образования детей. Насколько учитель чуток, развит, обучен, настолько будет успешен его ученик.
И порукой тому – наш марафон.
Воспитание, сопровождение,
коррекция…
Публикация статьи произведена при поддержке медицинского интернет портала «Медкруг». Посетив сайт интернет портала «Медкруг», Вы сможете воспользоваться сервисом, который позволит найти и купить необходимые лекарственные препараты с доставкой по всей России. Все товары, представленные на сайте «Медкруг», сопровождаются подробным описанием, фотографией упаковки и отзывами других покупателей, что вместе с удобной поисковой системой и рубрикатором делает поиск лекарств максимально простым и быстрым. Интернет аптека «Медкруг» располагается по адресу www.medkrug.ru
Так уж в стране повелось: что ни исторический период – начинаются разговоры о воспитании «нового человека». Сегодня «новый» – конкурентоспособный, умеющий себя реализовать. Вопрос – какими средствами он воспитывается, какую цену за это платит?
Что происходит с детьми, когда их оценивают на конкурсах? По мнению Вероники Ясницкой, доцента Ульяновского педагогического университета (День классного руководителя), ничего хорошего, потому что объективности в оценках тут быть не может, а стимуляция агрессивности, готовности идти по чужим головам изменению ребенка к лучшему не способствует. Участники соглашались, однако формы работы, не предусматривающие соревновательности и сопоставления, назвать затруднялись.
«Не сравнивать детей» – самая трудная наука. Задача невозможная: все равно в голове норма и фиксация отклонений. Однако каждый марафонский день кто-то из специалистов обязательно напоминал о том, что нет ничего важнее, чем помочь ребенку понять себя и свои особенности уже в школе. Заметить присущие ему валентности развития и поддержать подходящими способами (Алла Фоминова, День классного руководителя). Не стараться «исправить», заставляя выполнять учебную работу так же, как другие ученики, а взаимодействовать с особостью каждого (Игорь Шпицберг, День школьного психолога). С наибольшей силой эта тема звучала на Дне здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры: «Многие педагоги и родители ругают детей, думая, что те просто ленятся, но дело не в лени, а во врожденных нарушениях работы центральной нервной системы. Тут наша задача – не травмировать ребенка еще больше» (Валентина Колганова).
Интересно, что на нынешнем марафоне советы и рекомендации по способам и формам работы с детьми исключали безапелляционность: учитель должен сам чувствовать и понимать, что нужно конкретному ребенку. И помогать. Это не значит идти у него на поводу, а уметь грамотно работать с его проблемой. Решать, когда уместно похвалить, когда поругать, когда можно допустить жесткость, когда нет. Ничто не вредно и ничто не полезно само по себе, вне конкретной ситуации.
Образ педагога, доверяющего ребенку и себе, возникал в воображении слушателей на многих занятиях. И ключ к нему: знания и интуиция. «Важно, чтобы человек был принят другими. Но самое сложное – принять себя самому. Судьба человека предрешается именно в этой инстанции. Содействовать построению образа себя и своих возможностей, принятию и приятию себя… задача наиважнейшая» (Владимир Кудрявцев, День дошкольного образования).
Обучение: детям до одиннадцати
Мода на раннее развитие детей приносит больше вреда, чем пользы, потому что дело, как правило, сводится к натаскиванию на интеллектуальные навыки, и дети лишаются полноценного проживания дошкольного детства. Комплексное развитие по-прежнему в загоне (Марьяна Безруких, День учителя начальной школы). Введение программ предшкольной подготовки, согласно статистике Института возрастной физиологии РАО, ожидаемых эффектов не дало. Причина – укоренившийся взгляд на развитие ребенка как на чей-то авторитетный проект, на норматив, отрешенный от истинных возможностей и потребностей конкретных детей (Владимир Загвоздкин, День дошкольного образования). Отсюда и «оценка по результату»: проверяются свойства ребенка, а не качество услуг в ДОУ. Слушателям было интересно и странно слышать это: «В Финляндии, например, аттестуют по качеству процесса: как работают педагоги, как взаимодействуют дети, с чем они взаимодействуют».
Если бы мы могли отменить понятие «готовность к школе», насколько счастливее стала бы жизнь детей в саду, как бы оживилось их развитие. Их бы не сажали за парты, не дрессировали – «подними руку» – на занятиях по математике и развитию речи, а непосредственно разговаривали бы – во время прогулки, рисования, лепки, конструирования. «Ловите эмоцию! – говорила Татьяна Копцева (День дошкольного образования). – Ничего нет чище, правдивее, искреннее детского рисунка. А мы, когда оцениваем, пытаемся ли «схватить» ту эмоцию, которую выразил маленький ребенок в изображении? Или судим по совсем посторонним для детского творчества критериям?» Опыт создания в детских садах мини-музеев (Наталья Рыжова) тоже ценен, потому что для ребенка нет ничего увлекательнее, чем адресная деятельность. Эмоциональный отклик окружающих дает ему уверенность, что он полезен другим, а значит, более близок и понятен себе. Соответственно любые навыки начинают формироваться быстрее.
А то уже и международное тестирование показывает, что наши школьники отстают от своих зарубежных сверстников по части практического применения усвоенного материала (Катерина Поливанова, День учителя начальной школы). На смену страху первоклассника «выйти за клеточку» – страху ошибки – должно прийти умение использовать неудачу как инструмент в своей работе. Вполне возможно, ребенок ошибется снова и снова. Нужно предложить следующую попытку с учетом понятых ошибок. Вопрос из зала – где же взять время? Что верно: если новый стандарт даст учителю свободу маневра, он сможет разнообразнее учить, разнообразнее оценивать, развивать надпредметные навыки – например, в форме работы над проектом, которому наконец-то найдется место в расписании; или за счет внедрения модулей, что тоже невозможно до тех пор, пока у учителя не будет права корректировать учебный план. Но пока это звучит фантастично: «Кто ж нам позволит!» Потому что стандарты у нас новые – а «мехи» старые. С одной стороны, невозможно мириться с тем, что «добывать информацию и самостоятельно осваивать учебный материал к четвертому классу могут лишь единицы» (Светлана Яковлева), а с другой – как передать ученикам навыки самостоятельности, если учителя сами не часто встречаются с доверием и признанием их мнения? Разве на марафоне.
Образование естественное
и неестественное
29 марта, в день трагедии в Московском метро, на марафоне был плановый выходной. А через день печаль всех собравшихся в большом зале выразила музыка, написанная по впечатлениям от события и исполненная на рояле композитором Алиной Ненашевой. Музыка действовала так сильно, она собирала людей в одно большое горячее сердце… жизнь как драма, жизнь как чудо; и мир, такой родной и такой непредсказуемый.
Некоторым темам марафонской программы минорные созвучия были под стать: «Мир на пороге глобальных перемен, экономическая структура нашей страны не соответствует вызовам времени» (Вячеслав Шупер, День учителя географии); «Можно по одному параметру – патентам оценить научный и в перспективе экономический рост государства. В прошлом году Россия получила патентов втрое меньше, чем одна мощная китайская фирма» (Станислав Горохов, там же).
А мы все ищем методы, которые позволяют запомнить больше, написать быстрее, рациональнее использовать время. На поверку оказывается, что на ЕГЭ наши дети часто не умеют использовать калькулятор, ошибаются со знаками, не знают правил округления дробных чисел. И разумеется, не могут решить задачу с неявно заданными условиями.
Любопытно, что, по словам специалистов–составителей ЕГЭ И ГИА, выступавших на марафоне, эту проблему предполагается решать технически, за счет введения двухуровневости экзамена. К примеру: «Дебатируется вопрос о том, чтобы отдать части А и В школе, где будут сдавать не меньше пяти экзаменов, а часть С оставить для абитуриентов» (Георгий Лернер, День учителя биологии); или: «В будущем году для девятиклассников, как и для выпускников, планируется разделить ЕГЭ на две части. Первая – обязательный для всех минимум. Вторая – экзамен для тех, кто увлекается этой наукой. Причем, вероятно, будет возможность сдавать геометрию устно» (Иван Ященко, День учителя математики).
Получается, раз выпускник что-то не умеет, не может понять и даже прочитать вопрос – пусть. Чем работать с учениками и учителями, поработаем с формами экзамена. К чему тогда придем? Ведь все «узкие» места подготовки абитуриентов, например по химии (Герман Фадеев), – это отсутствие у школьников широких взглядов, свободных суждений и интеллектуальной инициативы.
Как повысить мотивацию?
Комфортным уроком. Решенной задачей. Увлекательностью интерпретаций. (Алексей Семенов, День учителя информатики). Хотя обычно в отсутствие часов в первую очередь сокращается все живое: опыт, эксперимент, диалог, «посторонняя» информация (Олег Габриелян, День учителя химии). Этот парадокс надо решать каждому учителю самостоятельно, не забывая, что «технологично» – значит, умно, экономя силы и время. Хороши всевозможные «блицы» (Лев Генденштейн, День учителя физики): устная обкатка сразу нескольких задач, в том числе с подвохом: «Дети мякину жевать не хотят!» Что верно: не упростили ли мы все так, что дальше некуда? «Вот задача, которая считается сложной. Но только потому, что дети не вчитываются в третье предложение условия: поршень цилиндра расположен горизонтально» (Константин Парфенов, День учителя физики). Голос из зала: «Убивать надо за такие задачи!» Но ведущий держался: «Немало детей, которые с удовольствием их решают».
Трудно не значит нудно. Но оловянный шарик перевешивает алюминиевый, и подготовка к ЕГЭ все равно важнее разбора нестандартных задач. Маленькое наблюдение: слушая специалистов по ЕГЭ, педагоги обреченно помалкивали, а в ситуации публичной демонстрации решения олимпиадных задач ведущему, свободному человеку, спуску не давали.
Между тем звучало: «Рост баллов – это еще не рост качества. Решив задачу, ученики затрудняются дать объяснение собственному решению. Зачем же решали?» (Леонид Кирик, День учителя физики). Это обращение особо не трогало: ведь когда еще нам официально объявят, что процесс важнее результата!
Но для развития мотивации важен именно процесс. В частности, прозвучало, что тотальная компьютеризация урока больше мешает ребенку, чем помогает: «В применении компьютерных технологий хорошо знать меру: вместо живых лиц дети видят только экраны, вместо живых звуков слышат механические из наушников. Следовало бы по возможности уводить их от компьютера хоть на части уроков, а мы заваливаем их рефератами и презентациями» (Елена Зубцова, День учителя химии). О том, что чудеса интерактивной доски не убеждают детей так, как на глазах собранная из брусков, проволоки и динамометра модель задачи, говорил в процессе демонстраций Михаил Чжан. Также хорош для ребенка уютный нестандартный кабинет, где столы – красный, желтый, зеленый – расставляются так, как удобно в данный момент для работы, где ученики перемещаются по кабинету так, как им нужно, где живая зелень и цветы радуют глаз. А компьютерная суперточность и невероятная скорость вызывают желание сказать: «Не верю!»
Сделай сам
Во многих смыслах значимым оказался День учителя технологии. Творческие выставки были опять свежие, сами учителя-технологи разные, каждый наособицу. На мастер-классах по ученическим проектам акцент делался на словах «оригинальный», «самостоятельный». Но если в поле взаимодействия отдельного педагога и ребенка разнообразные творческие запросы удовлетворяются, то до самостоятельного проектирования школьником собственной образовательной траектории нам еще далеко. Законы, по которым живет школа, индивидуальные потребности в расчет не берут: «Ученика насильно втискивают в один-единственный профиль, который есть в школе, директор и представить себе не может, как это – отпустить ребенка в другую школу или колледж» (Светлана Чистякова). Интересы личности купируются «обстоятельствами», как следствие – 80% девятиклассников не имеют представления о том, каким делом они хотели бы заниматься в жизни.
Да что там «в жизни», за партой-то что делается! На марафоне некоторые учителя интересовались: имеет ли право ученик решать задания В, если не сделана часть А. Удивлялись, что имеет. Спрашивали, «будет ли в 2010 году ужесточение системы выставления пятерки». Не верили, что не будет (День учителя математики). Этот страх, эта стенка краткосрочности всегда перед лицом ребенка: делай, а то не напишешь контрольную; выполняй, как говорят, а то не сдашь ЕГЭ; сначала поступи, потом о своих увлечениях вспомнишь. Красный «кирпич» висит на каждом повороте к линии горизонта – едва ли не основной знак на дорогах современного образования.
Тем не менее вопрос «Чему мы учим?» остается живым для большинства учителей. Учить думать, создавать – это и здоровее, и интереснее, чем дрессировать. «Под давлением все ухудшается», – звучало здесь. И еще: «Мы даем детям образцы умножения дробей и решения квадратных уравнений. Но даем ли мы им образцы процесса научения, узнавания, поиска? Часто ли мы, записав на доске условия задачи, признаемся в незнании решения и готовы открыто продемонстрировать свой поиск?»
…Доброе начало явственно ощущалось в атмосфере марафона. Может быть, это высокие букеты желтых лилий вперемешку с красными гвоздиками повсюду, может быть, преференции участникам, может, обаяние организаторов. Или «встречи для души», которые были в программе: Татьяна Маталина из «Синего троллейбуса» и Владимир Альер провели лекцию-концерт о возможностях патриотического воспитания на лирических образах песен Галича, Высоцкого, Окуджавы. Создали настроение, попали в унисон и до слез растрогали слушателей (День классного руководителя). А профессор Вячеслав Довгань, водитель первого в мире лунохода, легко наполнил сердца своих слушателей романтикой космических свершений (День учителя физики).
Но и каждый из прошедших марафонских дней был чем-то вроде клуба по интересам: обмен мнениями, опытом, разработками – люди радостно узнавали друг друга по прошлым марафонам и непринужденно общались.
P.S.
Подробные репортажи о каждом марафонском дне читайте, пожалуйста, на нашем сайте http://news.1september.ru/