О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
У многих классных руководителей отсутствуют четкие представления о том, что такое анализ воспитательного процесса в классе и для чего он нужен. Такой вывод можно сделать при знакомстве с материалами исследования, проведенного сотрудниками кафедры теории и методики воспитания Псковского областного ИПКРО. Результаты исследования представлены в статье доктора педагогических наук Е.Степанова «Анализ воспитательного процесса глазами классного руководителя: итоги анкетирования» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 4 за 2010 год).
В частности, исследование показало, что чаще всего подобный анализ определялся как «выявление положительного и отрицательного в состоянии и результатах воспитательного процесса» (38,1%) или как «сопоставление полученных результатов с ранее выдвинутыми целями, проверка достижения последних» (14,4%). И только 0,5% респондентов определили анализ как базовый элемент или «функцию управления воспитательной деятельностью».
К наиболее важным элементам предмета анализа большинство классных наставников отнесли: деятельность по достижению целей и выполнению запланированного, ее эффективность; особенности классного сообщества в целом и его отдельных представителей, интересы и потребности учеников, их обученность и воспитанность. Гораздо реже в качестве главных назывались такие аспекты, как индивидуальная работа с наиболее одаренными или относящимися к группе риска детьми; деятельность учеников по самовоспитанию; традиции класса; социальное партнерство.
Как оказалось, педагоги отдают предпочтение системному и личностно ориентированному анализу. А вот к таким видам аналитической работы, как анализ отношений и проблемно-ориентированный анализ, респонденты обращаются крайне редко. По мнению Е.Степанова, пренебрежение такого рода аналитической деятельностью в очередной раз убеждает в том, что «педагогика проектирования и построения отношений еще не пришла на смену воспитательной практике мероприятийного характера».
Практика показывает, что у родителей школьников зачастую проявляется настороженное, а то и негативное отношение к новым формам и методам обучения. В чем причина такой позиции? С точки зрения авторов статьи «Современные дети в «зеркале» родительских ожиданий» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 3 за 20010 год) А.Вахрушева и Е.Бунеевой, одна из главных причин состоит в хорошо известном науке механизме запечатления: родители ориентируются на правила и нормы того образовательного учреждения, в котором они когда-то учились сами. Как же быть? В работе с такими родителями авторы рекомендуют использовать простой прием: предложить им самостоятельно сформулировать те качества, которые помогут их детям стать в жизни успешными. Поскольку родителей в школе чаще всего учили воспроизводить готовые знания, а не добывать их самостоятельно, в процессе выполнения этого задания запечатление не помогает, и родители начинают рассуждать. В конечном итоге в процессе «мозгового штурма» даже у наиболее консервативных пап и мам появляются идеи, близкие к принципам современных методов обучения.
В этом же номере журнала («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 3 за 2010 год) – статья М.Дубовой «Реализация метода проектов в практике обучения младших школьников». В статье читатели найдут множество полезных рекомендаций и конкретных примеров. Особо автор подчеркивает роль презентации проекта: «Как бы тщательно ни была организована работа над проектом, ребенок, не сумев достойно представить ее результаты, испытает разочарование и нежелание работать над другими проектами».
Автор отмечает, что при подготовке презентаций педагоги нередко ориентируют детей на возможную реакцию членов жюри. Этого нельзя допускать: текст презентации должен быть органичен для ребенка данного возраста. Понятно, что взрослые оказывают помощь в его составлении (в плане соблюдения логики повествования, оптимального объема), но основные фрагменты автор рекомендует писать «буквально под диктовку школьника, со слов ребенка о проделанной работе». В целом презентация – это рассказ о том, как появилась идея проекта и как она осуществлялась со всеми возникающими трудностями и деталями.