Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТОЧКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА


Вольвач Людмила

Индивидуальность ученика начинается с индивидуальности учителя

С этим тезисом вряд ли кто-то станет спорить. Но трудность в том, как реализовать его на практике

Умение ставить цель, строить деятельность, оценивать свои действия, свободно применять усвоенную информацию – не эти ли компетенции мы хотим выращивать в своих учениках? Но насколько сами педагоги владеют ими? С этого вопроса, заданного самим себе, началась «эпоха перемен» в школе № 7 г. Калининграда.

 

Анализируем ситуацию, определяем приоритеты

Любые качественные изменения берут начало из содержательного анализа ситуации. Ведь для школы в целом и каждого учителя (как и для любого ученика) можно найти по крайней мере две перспективные точки роста: наращивать недостаточно развитые качества и продвигаться в том, что удается особенно хорошо. Поэтому так важно выявить сильные и слабые места, с чего мы и начали.
В этом ключевом моменте нужно действовать очень точно: администрация проявляет политическую волю и ищет организационные формы, но ни в коем случае не навязывает своего видения проблем. Учителям нужно предложить такие формы анализа своей работы, чтобы они самостоятельно убедились в необходимости перемен. Мы выбрали метод А.К.Марковой, провели исследование с помощью школьных психологов и обнародовали результаты. Суть методики заключается в том, что каждый учитель может оценить каждый элемент в структуре своей педагогической компетентности, состоящей из специальной, социальной, личностной, индивидуальной частей. Обнаружилось, довольно неожиданно, кстати, для всех, что первоочередным для большинства было знание своего учебного предмета.
Еще одним шагом было тестирование, с помощью которого каждый педагог мог не только разобраться в своих профессиональных приоритетах, но и проанализировать себя на более глубоком личностном уровне, найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем. Мы предложили коллегам:
1) определить приоритетные ценности (тип отношения учителя к ученику как к личности или к объекту воздействия, что дает возможность определить приоритеты в отношении с коллегами и учениками);
2) выявить психоэмоциональное состояние (особенности эмоционального состояния и его динамику в ответ на различные жизненные ситуации, носящие в основном стрессовый характер);
3) определить самооценку (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок установок и реакции на ситуации, нарушающие привычный ход событий);
4) обозначить стиль преподавания (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с коллегами и учениками);
5) выявить уровень субъективного контроля (объективность и адекватность самовосприятия человека, готовности отвечать за другого человека).
Особенно убедительным для нас оказалось сравнение результатов исследования (с помощью наблюдений на уроках, тестирования, педконсилиумов) учителей и детей. Корреляция была очень наглядной: проблемы, возникающие у учеников, напрямую связывались со степенью развитости различных психических сфер педагога. Например, если у учителя в сфере саморегуляции отмечено «неумение в состоянии неопределенности, стрессов проводить анализ, изменять задачи в зависимости от ситуации; проявление позиции «вот раньше…» и «из-за них…»; перенос проблем на кого-либо; недовольство, конфликты, необъективность»; то ученики, с которыми он работает, демонстрируют «снижение мотивации к обучению, склонность к манипуляции».

Форма педсовета меняется

Очень важно, чтобы коллеги понимали: результат любого подобного исследования не повод для административных репрессий, а важный материал для дальнейшей работы. Вот и мы на методических советах после долгих обсуждений решили, что выход из ситуации не сводится к простой отработке новых приемов деятельности, а предполагает глубинные изменения в профессиональном сознании, мотивации к самоизменению.
Начать решили с изменения формы педсоветов. Они должны давать возможность для обучения предъявлять результаты реальной работы как можно большего количества педагогов.
Эту инициативу учителя приняли с интересом, но на первых порах готовы были больше слушать. Это естественно: сразу в новую работу включаются не все, у нас разный темп восприятия, возраст, опыт, стиль педагогического общения. Поэтому кого-то сначала лучше оставить в покое, дать возможность определиться. В конце концов с течением времени они или присоединяются к общей работе, или уходят в другие школы – если изменить свой авторитарный стиль преподавания оказывается сложнее, чем поменять работу. Постепенно мы осваивали все новые формы педсоветов: семинар, деловую игру, конференцию. Но всегда это итог работы за целую четверть.
Многим коллегам запомнилась «Ярмарка педагогических идей», когда целый день практически все учителя проводили открытые уроки, мастер-классы, ходили друг к другу, а потом на педсовете активно обсуждали и обобщали опыт.
Недавно провели педсовет-семинар «Детская агрессия и пути ее преодоления», материал к которому готовили группы педагогов, вместе с психологами проводили исследования, мониторинги, опробовали разные методы преодоления агрессии.
Узнав о теме предстоящего педсовета, к нам даже ученики присоединились, они тоже провели свое исследование и выступили с сообщением результатов. Признаться, мы сильно удивились, когда ученики девятого класса, из так называемых трудных, попросили разрешения присутствовать, внимательно слушали, а в конце поблагодарили: «Спасибо, так интересно было!»
Пожалуй, это один из самых безошибочных критериев: если участникам интересно и многие охотно присоединяются к подготовке педсовета, значит, он прижился как действительно рабочая форма профессионального взаимодействия.

Ученики - полноправные партнеры

Особенно показательно стремление ребят участвовать в обсуждении важных для школы вопросов. Ведь исследование собственной деятельности мы не ограничиваем педагогическим коллективом, но и детям предлагаем оценивать свое отношение к школе и учебе, чтобы они чувствовали себя полноправными партнерами в выстраивании перспективных планов.
Например, мы предложили ученикам, учителям и родителям анкету с открытыми вопросами: что дает ученикам наша школа? Ваши представления об успешном человеке и гражданине? Что в нашей школе способствует становлению успешного человека и граж­данина? Что для этого можем сделать мы вместе? Что бы вы хотели изменить в на­шей школе и почему? Что вы сами можете сделать, чтобы работа нашей школы стала эффек­тивнее? Сравните нашу школу с другими школами района города.
Сопоставление ответов трех групп вызвало большой интерес у педагогов. Например, опытные учителя признали, что груз «старой» школы порой мешает им перейти на партнерские отношения с учеником; современные подростки ставят перед ними проблемы, с которыми раньше сталкиваться не приходилось (например, школа мало внимания уделяет такой важной социальной функции, как подготовка к будущей семейной жизни). То есть мы еще раз убедились, что профессионализм педагога – это не только специальная компетенция.

Палитра индивидуальностей

Удовольствие от профессионального роста заразительно. Как только первые учителя почувствуют этот драйв, к ним постепенно будут присоединяться и другие. В этом процессе очень важно ввести в обиход работу по группам, где готовность к осмысленным переменам естественно передается и приживается. В группах, состав которых постоянно меняется, коллеги имеют возможность более тесно взаимодействовать, перенимать опыт, воспринимать иной стиль, соотносить со своим, корректировать его. И все это не по указанию администрации, а в процессе общего дела.
Однако это совсем не означает, что нужно стремиться привести всех к общему знаменателю. Наоборот, потенциал развития педагогов напрямую зависит от разнообразия их индивидуальностей. И задача управленцев в том, чтобы дать людям как можно лучше раскрыться, а не подравнивать всех под одну, даже очень правильную, гребенку. Если один учитель день и ночь готов репетировать с командой КВН, другой не мыслит себя без компьютерных технологий, третий так талантливо организует внеклассные мероприятия, что из районной администрации спохватываются: «Это что, городской праздник?», то и надо предоставлять им максимальные возможности проявить свои способности и увлечения.
Вообще роль администратора постепенно меняется. Когда большинство учителей включились в работу, нужно создавать условия для проявления инициативы и поддерживать ее. Дважды школа вы­играла грант, и большую часть мы потратили на повышение профессионального мастерства. Учредили внутришкольные гранты за инновационные достижения, организовали конкурс проектов, и надо сказать, было из чего выбирать: было заявлено целых двадцать шесть.
Учителя иностранного языка в рамках проекта «Мой друг за рубежом» помогают ученикам поддерживать переписку по интернету с ровесниками из Франции, США, Польши. Проект «Мосты» строился вокруг подготовки видеоконференции с участием РГУ им. Канта, гимназии г. Балтийска, шведских школьников. Темой было сохранение природных ресурсов, но потом ребята так серьезно увлеклись проблемами экологии, что продолжением стали акции по уборке на Куршской косе. Или конкурс плакатов – довольно традиционная форма, но если не ограничиваться итоговой школьной выставкой, а дать участникам проекта возможность проявить инициативу, это может стать событием для всего города. Наши плакаты «За чистоту русского языка» разместили даже на городских автобусах.
Постепенно в ходе такой интенсивной творческой работы у каждого педагога накапливается много материалов, которые можно и нужно использовать. Благодаря разнообразию нашей проектной и исследовательской деятельности мы можем участвовать практически во всех конкурсах и конференциях, о которых узнаем. Почти всегда находится тот или иной учитель, у которого уже есть готовая статья или иные материалы, подходящие по тематике.
К повышению квалификации педагоги тоже стали относиться разборчиво. Треть от полученных школой денег мы потратили на приглашение тех специалистов, которые провели курсы для всех наших учителей прямо в школе во время каникул по тем темам, которые действительно востребованы учителями – о современных образовательных технологиях.
Обучающие семинары мы тоже проводим только после выяснения запросов учителей. Например, во время анкетирования на вопрос «чему бы вы хотели научиться?» мы получили такие ответы: любить себя; быть уверенным в себе; говорить «нет», противодействовать манипулятору; быть менее уязвимым, менее зависимым; быть сдержанным, научиться управлять собой, своим состоянием. По этому запросу был проведен тренинг эмоциональной устойчивости педагогов.
То есть цепочка никогда не прерывается: мы постоянно оцениваем трудности (которых не становится меньше – они качественно меняются), профессиональные потребности педагогов, запросы, и из этого анализа рождается следующий шаг в развитии школы и каждого педагога.

Может пригодиться

Разнообразные аналитические методики, используемые педагогами применительно к себе, имеют в конечном итоге главную цель: организовать работу так, чтобы развивать индивидуальность ребенка. А для отслеживания процесса необходима диагностика. Это позволяет составить психологический портрет каждого ученика, а педагогический процесс перестроить таким образом, чтобы главным стал поиск условий, благоприятствующих развитию всех этих сфер. Структура творческой индивидуальности ученика может быть представлена следующими компонентами:

мотивационная сфера – стремление выполнять учебные задания независимо от сложившихся стереотипов, предлагаемых рекомендаций и образцов;
удовлетворение от найденных решений; внутреннее стремление к творческому процессу;
ведущие мотивы – интерес к поиску собственных, новых решений;

интеллектуальная сфера – владение умениями проблемного учения и научного поиска (видение проблемы, ее формулировка, поиск способов решения проблемы, решение и т.д.) в учебной деятельности;
гибкость и системность мышления;
творческое воображение, склонность к моделированию, проектированию, прогнозированию;

волевая сфера – проявление волевых качеств в ситуациях поиска, моделирования и создания собственных вариантов решения учебных задач;

эмоциональная сфера – проявление чувств, сопутствующих поиску, открытиям, изобретениям, адекватная или завышенная самооценка собственных творческих возможностей и достижений;

предметно-практическая сфера – способность быстро ориентироваться в новой информации, принимать нестандартные решения;
непредсказуемость поворотов мысли, исследовательские умения и навыки, способности их применять в области практической деятельности;

экзистенциальная сфера – осознание своего места в общественной, учебной и практической деятельности, понимание своего творческого потенциала в сфере образования и будущей профессиональной деятельности;
свободная, независимая позиция в учебной и учебно-исследовательской деятельности;
стремление к самоактуализации в области учебной, научной и практической деятельности;

сфера саморегуляции – это способность человека рефлексировать в ходе творческого процесса, управлять своими мыслями, сознательно направляя ход рассуждений в нужное русло;
стремление к источникам ассоциаций, обеспечивающих догадки, озарения;
самостоятельное создание условий для собственной творческой активности, моделирование исследовательской деятельности.