Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

За вычетом льгот и зарплаты

Статус педагога предлагают закрепить в законе. Правда, никаких финансовых гарантий учителям это не даст

Нынешний год, как известно, объявлен в России Годом учителя. В этом же году реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одной из приоритетных задач которой является повышение статуса педагогической профессии.
Каково положение педагогов сегодня и что планируется предпринять для улучшения ситуации в этой сфере? Об этом шла речь на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных нормативно-правовой поддержке педагогов.

Что предложат учителю?

В выступлениях собравшихся – депутатов, учителей, профсоюзных деятелей – в основном звучала тревога.
Сегодня насчитываются десятки нормативно-правовых актов, регулирующих статус учителя, но эффективность их крайне мала.
Принятые федеральные законы зачастую не работают из-за отсутствия подзаконных актов или опоздания в их разработке.
Ярким примером может служить норма, закрепленная в Законе «Об образовании», согласно которой все педагоги не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до 1 года.
Однако из-за отсутствия сопровождающих документов эта мера социальной поддержки на практике не реализуется.
В настоящее время в Минобрнауки при участии специалистов из других ведомств, ректорского сообщества и депутатов идет работа над интегрированным законом «Об образовании», в который предлагается внести новую главу о статусе педагогического работника.
Сами разработчики оценивают ее весьма критически, считая нынешний вариант предварительным и сырым.
Действительно, на многие вопросы – о нормировании труда учителя, о заработной плате, об упомянутом выше длительном отпуске – авторы не дают конкретных ответов, фактически дублируя положения действующего законодательства или отсылая к локальным нормативно-правовым актам – таким, как Устав образовательного учреждения.
Но есть и принципиально новые предложения.
Во-первых, это обязательное повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет (при этом оговаривается, что на период обучения с отрывом от работы за педагогом закрепляется средняя заработная плата по основному месту работы).
Во-вторых, – что очень важно – предоставление отсрочки от службы в армии выпускникам педагогических вузов и колледжей на время их работы в образовательных учреждениях.
Правда, реализация этого предложения вызывает большие сомнения ввиду общей тенденции, связанной с сокращением отсрочек, в том числе для сельских учителей.
В-третьих, создание всех необходимых условий для прохождения санаторно-курортного лечения педагогам, а также права на льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в случае признания работника нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С целью комплексного решения этих задач участники парламентских слушаний считают необходимым рассмотреть вопрос о подготовке Федеральной целевой программы «Педагогические кадры России» и о приоритетном включении молодых педагогов в уже действующие программы – «Обеспечение жильем молодых семей» и «Жилище».
Впрочем, по мнению специалистов, новый интегрированный закон не сможет решить все проблемы огромной, многоярусной системы образования, тем более с учетом того, что школы находятся в ведении субъектов РФ, а детские сады и учреждения дополнительного образования относятся к муниципальному уровню.
Однако региональные законодатели не сидят сложа руки.

Региональные инициативы

Например, в Псковской области 28 января 2010 года был принят Закон «О статусе педагогического работника», который определяет основные принципы педагогической деятельности, права и обязанности педагогических работников в профессиональной деятельности, материальное обеспечение учителей, право на отдых, на охрану здоровья, на социальное обеспечение. Основным приложением закона является специально разработанный по инициативе губернатора региона Андрея Турчака социальный пакет для учителей. В него вой­дут обязательная диспансеризация педагогов, бесплатная доставка учителей к месту работы и санаторно-курортное лечение специалистов. Действие закона распространяется на специалистов всех образовательных учреждений, находящихся на территории области, независимо от подчиненности, типа и вида образовательного учреждения.
Многое делают и власти Москвы для социальной поддержки учителей, в том числе в части обеспечения жильем и повышения заработной платы.
Например, молодым специалистам выплачиваются 40-процентные надбавки к зарплатам (для имеющих «красный» диплом эта доплата составляет 50%). Учителям пенсионного возраста присваивается статус наставника-методиста, что позволяет решить сразу две проблемы: обеспечить ротацию кадров в школах и достойное положение педагогов с большим стажем работы.
Но такие примеры – скорее исключения из правила.

Опасные нововведения

«За последние годы произошло явное ухудшение положения образовательных учреждений и педагогических работников», – констатировала заместитель председателя Московского городского отделения профсоюзов работников народного образования и науки РФ Марина Иванова.
По ее мнению, низкая оплата труда педагогов остается одной из самых острых проблем.
Например, если раньше в Трудовом кодексе была установлена единая тарифная ставка базовой зарплаты для учителей, то теперь ее не существует. Это привело к тому, что базовая ставка для расчета зарплаты в некоторых регионах составляет 1680 рублей.
Последствия такого подхода в комментариях не нуждаются: цифры, приведенные в материалах парламентских слушаний, говорят сами за себя. Так, по данным Росстата за апрель 2009 г., зарплату ниже минимального размера оплаты труда (4330 рублей) получали 5,2% работников образования, 20% – имели доход не выше 5000 рублей, 37,7% получали зарплату от 5000 до 10600 рублей.
Заработную плату свыше 30 тыс. руб­лей получают только 5,5% работников образования, в то время как в других сферах экономики этот показатель составляет 13,2%.
В связи с этим Марина Иванова считает необходимым закрепить на законодательном уровне базовую ставку учителя и ее индексацию.
Кроме того, специалисты не согласны с тем, что расчет новых систем оплаты труда педагогов основан на принципах качества и результативности учительского труда: по общему мнению, четких критериев для оценки этих параметров в науке не существует. А это значит, что оплачиваться должен общий объем урочной и внеурочной деятельности, причем нормирование труда учителя должно осуществляться исходя не из недельной, а из годичной нагрузки.
Еще одно опасное нововведение – нормативно-подушевое финансирование.
«При определении бюджетного норматива из штатного расписания школ исключаются должности психологов и социальных педагогов – специалистов, без которых трудно себе представить нормальную деятельность современной школы и душевный комфорт каждого ребенка», – отметила начальник Управления по правам ребенка аппарата Уполномоченного по правам человека в России Наталья Яковлева.
В связи с этим она предложила включить в перечень критериев оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ наличие в школах этих категорий педагогических работников.
Директор Института педагогического образования РАО Ирина Соколова выступила против сокращения числа педвузов и преобразования их в факультеты классических университетов.
«Сегодня мы говорим о демографической яме и закрываем педвузы. Через несколько лет школа наполнится учениками, но кто будет их готовить?» – спрашивает И.Соколова, по мнению которой, сохранение сети педвузов необходимо закрепить законодательно.
Действительно, по данным Минобрнауки на 1 сентября 2009 г., впервые за последние 12 лет количество первоклассников увеличилось на 150 тыс. человек. Эта положительная динамика должна сохраниться на ближайший период.

Непопулярные законопроекты

Участники парламентских слушаний обеспокоены рядом законопроектов, которые в настоящее время рассматриваются в Госдуме. Это закон о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений, реализация которого, по прогнозам специалистов, приведет к дальнейшей оптимизации сети школ, вузов, ПТУ, к сокращению педагогических кадров и в конечном итоге – к резкому уменьшению бюджетных расходов на образование.
Отрицательное отношение вызывает и законопроект, фактически отменяющий ст. 55 Закона «Об образовании», согласно которой педагоги, проживающие в сельской местности и в поселках городского типа, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Стремление законодателей перенести обеспечение этой меры с федерального на региональный уровень, по мнению многих, может повлечь за собой отток специалистов из села и дальнейшее закрытие малокомплектных школ, которые являются системообразующими в жизни деревни.
Из популистских соображений и опасения навлечь на себя гнев педагогов в Год учителя депутаты второй год «придерживают» принятие данного законопроекта, откладывая даты его рассмотрения.
По мнению Заслуженного учителя России, автора книг по методике преподавания литературы Льва Айзермана, учитель нуждается не только в социальной поддержке, но и в защите от чиновничьего произвола и непрофессионализма. В частности – от непродуманных экспериментов – таких как ЕГЭ и духовно-нравственное воспитание.
Разделение учащихся на группы с целью изучения основ различных религиозных культур, по словам Айзермана, «несет большую угрозу самому смыслу существования школы», которая является «одним из немногих островков единства в обществе».
Предложения участников дискуссии будут обобщены в итоговом документе парламентских слушаний.
Что касается интегрированного закона «Об образовании», то его планируется направить в Госдуму не позднее сентября нынешнего года, но до этого времени должно состояться его широкое общественное обсуждение. Таким образом, глава о статусе педагогов еще может претерпеть существенные изменения.
Но, пожалуй, самым оптимальным решением вопроса о статусе педагогов стало бы понижение зарплаты и пенсии госслужащих до уровня учительских. Тогда бы чиновники и депутаты сразу начали предпринимать активные действия для улучшения своего положения и положения учителей, к которым их приравняли.