Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ


Дашковская Ольга

Министерство достижений

Чиновники высоко оценили результаты собственной работы за год

На днях в Минобрнауки состоялась итоговая коллегия, на которой обсуждались результаты работы ведомства за 2009 год и задачи на 2010 год. В заседании приняли участие представители различных ведомств – Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минфина.

 

Агентство упразднили

Открыл коллегию заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Иванов.
Он начал с пояснения структурных преобразований: 4 марта президент Дмитрий Медведев подписал Указ о прекращении полномочий двух федеральных агентств: Рособразования и Роснауки – в связи с передачей их функций Минобрнауки (напомним, что эти структуры были созданы в рамках административной реформы в 2004 г.).
«Принимая это решение, правительство рассчитывает на повышение эффективности деятельности министерства», – подчеркнул С.Иванов, по словам которого, «речь идет не столько о механическом расширении полномочий Минобрнауки, сколько о существенном возрастании ответственности его руководства за проводимую политику».
В связи с этим ведомству предстоит провести мониторинг уже запущенных и реализуемых проектов и на основе полученных данных пересмотреть свои планы.
По словам С.Иванова, в 2010 г. на финансирование образования из консолидированного бюджета планируется израсходовать 4,4% ВВП.
«Это больше, чем мы тратим на всю национальную оборону», – отметил вице-премьер и добавил, что «расходование средств должно быть адресным, рациональным, эффективным».

Спорные заявления

Однако на практике это правило далеко не всегда соблюдается: в качестве отрицательного примера С.Иванов привел педвузы, лишь 5% выпускников которых закрепляются в школе.
Он отметил, что из-за этого создается «сложная кадровая ситуация, которая характеризуется большой численностью преподавателей пенсионного возраста».
Между тем, по данным Росстата на 1 октября 2008 г., представители этой категории составляют 17,8% от общего числа педагогов, а количество вакантных мест в школах – около 7 тысяч, что в два раза меньше по сравнению с аналогичными показателями на 1 октября 2006 г.
По состоянию на 1 декабря 2009 г. не смогли трудоустроиться 5,9 тысячи выпускников вузов, получивших педагогические специальности (это более 15% от общего числа выпускников вузов). Наибольшее количество соискателей зарегистрировано в Приволжском и Южном федеральном округах.
Так что корень проблемы не в «плохих» педвузах, выпускники которых не желают работать в школе, а в демографической ситуации.
Второй спорный тезис, высказанный вице-премьером, касается значительного роста заработной платы учителей, которая «в ряде субъектов РФ превысила среднюю по экономике».
В действительности такая ситуация сложилась лишь в 20 регионах, которые успешно справились с внедрением комплексных проектов модернизации образования (КПМО), но в целом по стране низкая оплата труда педагогов остается одной из самых острых проблем.
По данным Росстата за апрель 2009 ?г., зарплату ниже минимального размера оплаты труда (4330 рублей) получали 5,2% работников образования, 20% – имели доход не выше 5000 рублей, 37,7% получали зарплату от 5000 до 10600 рублей.
Заработную плату свыше 30 тыс. рублей получают только 5,5% работников образования, в то время как в других сферах экономики этот показатель составляет 13,2%.
Побочные эффекты нововведений
По данным мониторинга профсоюза работников народного образования и науки, проведенного в первом полугодии 2008 г. и в феврале–марте 2009 г., введение новых систем оплаты труда (НСОТ) на фоне небольшого объема бюджетных ассигнований привело к оптимизации школьной сети и сокращению численности учительских кадров на 131 тыс. человек в период с 2006-го по 2008 год.
Но эти данные на коллегии не прозвучали, хотя мониторинг 2008 г. профсоюзы проводили совместно с Минобрнауки.
В своем выступлении министр образования и науки Андрей Фурсенко уделил внимание лишь положительным эффектам от внедрения КПМО, в том числе увеличению более чем в два раза норматива бюджетного финансирования. При этом он отметил, что «20% этого роста обеспечено за счет перераспределения, то есть высвобождения из области неэффективных расходов порядка 10,5 млрд рублей».
«Высвобождения средств», по словам министра, удалось добиться за счет «более современных моделей финансирования, когда бюджет школы стал зависеть от количества учащихся в ней, а зарплата учителя – от интенсивности и результатов труда».
«Сейчас необходимо сделать следующий шаг – перенести полученные результаты на всю систему образования», – подчеркнул Фурсенко, однако об опасных социальных последствиях нововведений он промолчал.
Так же как о рисках закона «О совершенствовании правового положения государственных учреждений», который может быть принят до конца марта.
Благодаря этому закону, считает министр, «школа сможет получать финансирование без разбивки по статьям расходов, а следовательно, использовать его более гибко и эффективно».
Безусловно, финансирование в виде субсидий взамен сметного призвано повысить самостоятельность образовательного учреждения в расходовании бюджетных средств, однако «побочным эффектом» нововведения станет устранение субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений, и в этом смысле слона не приметить сложно. Кроме того, закон подразумевает, что бюджетные средства будут выделяться только на выполнение конкретных госзаданий, а недостающие суммы учреждения должны зарабатывать сами.
Не случайно, выступая на коллегии, заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко (Минфин отвечает за реализацию закона) обратилась с горячим призывом к чиновникам Минобрнауки «вести разъяснительную работу с ректорами и профсоюзами», которые, по ее словам, «неправильно интерпретируют закон, считая, что он приведет к коммерциализации всей бюджетной сферы и отказу государства от ответственности».
«Мы не ставили задачу сделать хуже, и результат должен соответствовать этой задаче», – убеждала коллег Т.Нестеренко, пообещав, что переходный период реализации закона будет продлен до 2011 г. включительно.
Кроме того, она отметила, что «такого роста финансирования, как в докризисные годы, уже не будет», а «вопросы дефицита и долга становятся главными».

Поддержку получат бренды

Особую поддержку, по словам С.Иванова, получат «сильные брендовые» вузы.
Так, по итогам конкурса в прошлом году было отобрано 14 национальных исследовательских университетов, которые в период до 2013 г. получат 24 млрд рублей из федерального бюджета и еще 27 млрд рублей – из других источников.
Примерно такие же ассигнования планируется выделить на вторую группу национальных исследовательских университетов (около 15–16 вузов), которые будут отобраны по итогам конкурса нынешнего года.
Также в ближайшие три года правительство дополнительно направит 90 млрд рублей на поддержку научных исследований в ведущих университетах.
Для сравнения: на поддержку более 300 инновационных ПТУ и техникумов за 2006–2009 гг. в рамках нацпроекта из федерального бюджета было направлено 9 млрд рублей. На реализацию КПМО за тот же период времени – около 15 млрд рублей. А ведь данные проекты осуществлялись в 31 субъекте РФ, в которых обучаются 5 млн школьников и трудятся 412 тыс. учителей.
Надо отметить, что в центре внимания прошедшей коллегии оказалось развитие науки. Это связано с политикой государства, направленной на создание «умной экономики» вместо сырьевого хозяйства, и с огромным отставанием нашей страны от всего цивилизованного мира в развитии высоких технологий.
В ближайшее время министерство намерено сосредоточить усилия на кооперации университетской и академической науки, на создании малых инновационных предприятий, а также технопарков и наукоградов в регионах.
Обсуждение этих вопросов отодвинуло на второй план рассмотрение актуальных задач образования.

Об искренней похвале

Даже «вечная» тема – ЕГЭ – и та прозвучала вскользь, несмотря на то, что первые слова своего доклада А.Фурсенко посвятил именно этой проблеме, назвав перевод ЕГЭ в штатный режим «самым социально значимым событием прошедшего года». (Кстати, ответственная за ЕГЭ руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.)
«Результаты ЕГЭ наглядно продемонстрировали низкое качество подготовки в ряде школ, – сказал министр. – При этом нам не удалось перенести центр тяжести общественного внимания и обсуждения с вопросов технологических на сущностные, с вопросов сравнения различных подходов к оценке знаний – к выяснению того, почему эти знания недостаточные. Конечно, диагностика важна, но еще важнее правильное и свое­временное лечение».
Однако какие лекарства следует прописать больной системе образования, министр так и не уточнил.
Свое мнение по этому поводу высказал ректор МГУ Виктор Садовничий.
Он считает, что школы нуждаются в помощи ведущих университетов, которые могли бы проводить летние курсы повышения квалификации для учителей. Например, МГУ готов принять в этом году около 1000 педагогов.
По убеждению Садовничего, это начинание будет полезным для всех: учителя получат возможность общаться с учеными, а те, в свою очередь, пообщавшись с педагогами, может быть, пойдут работать в школу.
Вывод, конечно, неожиданный, но интересный.
Следует отметить, что за рамками обсуждения на коллегии остались такие вопросы, как переход на новые стандарты; эксперимент по духовно-нравственному воспитанию; разработка интегрированного закона «Об образовании»; повышение стипендий студентов вузов и учащихся ПТУ и техникумов (последние получают поддержку от государства в размере 400 рублей в месяц).
Про Год учителя на итоговой коллегии не было упомянуто ни разу.
Видимо, педагогам придется довольствоваться декларациями о том, что улучшение материального положения работников образования рассматривается правительством как приоритетная задача образовательной политики.
Зато Андрей Фурсенко «с чувством глубокого удовлетворения» высказался о работе руководимого им ведомства.
«Мне кажется, в прошлом году, несмотря на все трудности и страшные прогнозы, мы сработали нормально. По-моему, в каждом выступлении звучала искренняя похвала в адрес министерства», – отметил он в завершение коллегии.