ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Модернизация образования: тест на эффективность
Нововведения и реформы меняют школу. Но почему же они ее не улучшают?
Что нужно сделать, чтобы начать строить инновационную экономику? В первую очередь – инвестировать в человеческий, интеллектуальный ресурс нации. В тот, который уже есть и готов работать на опережение, и в тот, который еще надо вырастить.
Очевидно, что огромную роль в становлении и развитии национального человеческого ресурса играет система образования. Однако анализ ситуации в российском общем образовании показывает, что оно с этой ролью пока не справляется…
Кого мы готовим?
Современные экономика и общество нуждаются в профессионалах, в гражданах, ориентирующихся на демократические ценности и обладающих качествами и умениями, соответствующими вызовам современного, динамически развивающегося информационного общества.
В числе основных умений можно выделить умение принимать решения и достигать требуемого результата в проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знаний и информации; умение позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; владеть информационными технологиями, понимая их сильные и слабые стороны; иметь способность к критическому суждению в отношении информации масс-медиа; умение самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни; работать в команде на общий результат.
Все эти компетенции с необходимостью включают в себя более конкретные умения: отстаивать свою точку зрения, обосновывая ее; разрешать конфликтные ситуации; рассказывать о результатах своей деятельности в публичном сообщении; вести дискуссию таким образом, чтобы она в итоге приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту; понимать и писать различного рода тексты; самостоятельно добывать и анализировать информацию и т.д.
Однако следует констатировать, что наше среднее образование не только не ориентировано на достижение подобных образовательных результатов, но и по своей сути (содержанию, системе руководства, организации учебного процесса, профессионализму учителей, укладу школьной жизни) отрицает саму возможность достижения подобных результатов.
Весь учебный процесс ориентирован на репродуктивное усвоение огромного объема избыточной предметной информации, называемой знаниями, или базовыми знаниями.
Закономерен вопрос – чему учат детей в наших школах? Особенно это касается учащихся основной и старшей школы. Это может показаться странным, но с введением ЕГЭ мы получили ответ на этот вопрос – учат сдавать ЕГЭ!
Неужели стоит учиться в школе 11 лет, чтобы один-единственный тестовый экзамен подвел черту твоей образованности?! Даже более того: чтобы он еще и служил пропуском в вузы?! Кроме этого нельзя обойти и тот факт, что ЕГЭ работает на «отсев», а не помогает выпускникам проявить свои разные способности и достижения.
Управление без управления
Хорошо известно, что эффективность любой системы, включая и образование, зависит в первую очередь от эффективности управления. Именно оно задает направления развития системы образования: исходя из анализа социальных запросов, существующей социально-экономической ситуации и мировых тенденций развития образования и общества, управленцы определяют идеи, приоритеты и стратегические цели, направленные на достижение учащимися требуемых образовательных результатов. Лишь после того как выяснены цели (комплекс образовательных результатов), определяются все возможные средства и ресурсы (политические, организационные, кадровые, методические, финансовые, материально-технические и т.д.), необходимые для их достижения.
К сожалению, на мой взгляд, подобные приоритеты и стратегические цели в нашем управлении образованием совершенно отсутствуют. Они подменяются либо средствами (ЕГЭ, подушевое финансирование, новая система оплаты учителей и т.д.), либо благими пожеланиями: углубить, развить или совершенствовать.
Отсутствие образовательных приоритетов и целей приводит к тому, что все проводимые конкурсы в сфере образования (учитель года, лучшая школа России и др.), в том числе и в рамках национального проекта «Образование», становятся чисто бюрократическими мероприятиями, направленными лишь на освоение выделенных денежных средств и создание видимости инноваций в образовании. В действительности же подобные конкурсы заставляют преподавателей и школы в подавляющем большинстве создавать фиктивные инновационные программы, лишь бы получить конкурсные деньги. Фиксированное количество призовых мест заставляет экспертов приписывать школам и учителям несуществующие инновационные заслуги, чтобы заполнить требуемое количество мест.
«Встроить качество в продукцию»
Еще одним существенным недостатком нашей системы руководства образованием является то, что она направлена на контроль, а не на помощь образовательным учреждениям. Постоянные массовые проверки и ворох никому ненужной бумажной отчетности, масса которой все время увеличивается, ложатся бессмысленным бременем на администрации и учителей. Постоянный контроль вне стратегических целей и приоритетов развития образования работает лишь на одно – сохранение действующего бюрократического аппарата.
Эдвард Деминг, который считается «отцом» современных представлений о качестве и автор системы управления качеством, в одном из своих знаменитых 14 принципах управления качеством призывал: «Перестаньте зависеть от массовых проверок как способа достижения качества; исключите необходимость в массовом контроле, сделав качество неотъемлемым свойством продукции, «встроив» качество в продукцию».
«Встроить» качество в продукцию означает создать все необходимые условия для реализации в образовательном процессе социально значимых образовательных результатов. Главным условием являются подготовка учителей и постоянное совершенствование их компетентности.
Больше педагогики
для педагога
Однако подготовка учителей до сих пор ориентирована главным образом на обучение соответствующему учебному предмету (русский, математика, химия, физика и т.д.) и методикам его усвоения в средней школе. Практическая педагогика по сравнению с предметной подготовкой составляет лишь незначительную часть учебного процесса. Причем практическая педагогика ориентирована также на преподавание предмета и его репродуктивное усвоение. В результате, когда учитель приходит в школу, он начинает воспроизводить традиционную предметоцентрированную классно-урочную систему, исповедуя единственную ценность – усвоение учебного предмета, а не ценность развития, образования конкретного учащегося и создание условий для обучения школьников социально значимым ключевым умениям (компетенциям).
Должна быть разработана государственная политика, чтобы вырастить новую генерацию учителей с иным сознанием, иными ценностями и профессиональными компетенциями, направленная на создание сообщества учителей в качестве новой общественной профессиональной элиты. Это потребует значительных материальных и кадровых вложений в создание новой системы воспроизводства педагогических кадров. Но без этого, и это можно смело утверждать, никакие общественные (экономические) реформы не смогут быть осуществлены.
Зачем нужен стандарт?
Важнейшее место в системе управления качеством образования, как известно, занимают государственные стандарты образования. Именно стандарты могут определять баланс между сверхвысокой централизацией и децентрализацией в управлении образованием.
Можно констатировать, что наше традиционное сверхвысокое централизованное управление образованием поддерживают и соответствующие стандарты, составленные по принципу описаний результатов как нормы усвоения предметного материала (ее легко контролировать). Результаты представлены в виде наборов учебных тем по разным учебным предметам и минимальному количеству предметных умений, которые и должны быть усвоены и освоены учащимися в процессе обучения. В стандартах 2004 года указано несколько групп надпредметных умений – рефлексивные, познавательные и коммуникативные, а в стандартах 2009 года они уже представлены как универсальные учебные умения. Однако они определены настолько расплывчато, что использовать их в качестве реальных образовательных результатов не представляется возможным.
Существует и другой тип стандарта – компетентностный стандарт, в основу которого кладется компетентностная модель выпускника, определяемая в ходе исследований социального заказа на образование со стороны потребителей и общества в целом. Подобный стандарт задает систему приоритетов в деле достижения образовательными учреждениями определенных образовательных результатов, вместе с системой организационных условий, необходимых для их достижения. Уровень достижения подобных образовательных результатов (ключевых компетенций) определяется критериально, при помощи экспертных оценок, а также в ходе международных исследований PISA и PIRLS. В подобном подходе центром усилий педагогов, чиновников, управленцев оказываются отдельный учащийся со своими способностями, интересами и особенностями развития, а также процесс формирования социально значимых умений. При этом школам предоставляется значительная самостоятельность в деле реализации принятой модели компетенций. Тогда роль управляющих органов состоит в предоставлении образовательным учреждениям экспертно-консультативной помощи и ресурсов. Прямое руководство и контроль исключаются. Такой подход к образовательным стандартам и основанному на них процессу обучения принят в Финляндии и Швеции – признанных лидерах современного образования.