Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Б.В.Куприянов
Воспитательная работа в общеобразовательной школе: организация, методика, практика

Кострома, 2008

О целях, содержании, особенностях организации школьной воспитательной работы написано в последние годы столько, что кажется: воспитывай, не хочу. Если же посмотреть на реальное положение вещей в большинстве школ, то педагоги по-прежнему находятся в некоторой растерянности перед проблемой.
К реальной практике автор и обращается. Во вступлении кратко поясняет, что в процессе воспитания мы воспроизводим в каждом новом поколении социокультурные общности. И происходит это не столько усилиями отдельного педагога, сколько во взаимодействии ребенка с воспитательной организацией.
О том, как это можно организовать на практике, рассказано в трех частях книги. Первая – о разных программах воспитания, причем различия определяются условиями, в которых существует конкретная школа: в селе, небольшом городе или в спальном районе крупного города.
Второй раздел знакомит с опытом Костромской области в разработке сфер ответственности классного руководителя. Отдельно и более подробно можно узнать о межличностных отношениях и патриотическом воспитании как о самых, наверное, сложных темах, вызывающих наибольшее количество вопросов у педагогов.
Заключительный раздел содержит практические материалы, которые могут пригодиться специалистам по воспитательной работе в школе.

Г.Л.Бардиер
Почему психолог похож на кота?

М.: Генезис, 2002

В мире школьника, особенно младшего, очень большую роль играют взрослые: родители, бабушки-дедушки, школьные педагоги. И все они с самыми добрыми намерениями стараются помочь ему вырасти здоровым, самостоятельным, хорошо образованным и воспитанным. Но всегда ли эта взрослая активность приводит к желаемому результату? Увы, нет. Иногда даже наоборот. «Хотят родители развивать способности ребенка и… потихоньку разрушают его индивидуальность. Хотят побольше общаться с ребенком, но… сами, не ведая, что творят, превращают это общение в занудное чтение моралей, запугивание, крик. Ошибки и промахи психологической помощи детям – это опасная зона», – предупреждает автор тех, кто в этой зоне может оказаться: родителей, учителей, коллег-психологов.
Для того чтобы делать что-то хорошо, нужно прежде всего представлять суть этой деятельности, в нашем случае – психологической помощи. В первой главе автор объясняет, в каких случаях ребенок в ней нуждается, какие проблемы родители и учителя считают наиболее важными, что понимают под этим процессом профессиональные психологи.
Получив некоторую теоретическую подготовку, можно начинать разбираться с теми коварными частностями, которые губят наши добрые намерения. В последующих главах автор анализирует возможные последствия при отсутствии помощи или ошибочных действиях взрослого. Причиной, например, может быть незнание возрастных или иных особенностей. Сами дети, кстати, очень точно это оценивают: «Меня отлупили, а потом оказалось, что виноват не я. Не догадываются и не замечают, что их ребенку плохо».
Для того чтобы читатели могли использовать эти сведения на практике, в каждую главу включены «Домашние окна». В «Домашнем психологическом тренинге» собраны упражнения по взаимодействию с ребенком. «Домашний психологический тест» поможет диагностировать личностные особенности детей и взрослых. А «Домашний психологический танец» поможет гармонизировать ваши отношения, почувствовать маленького партнера.
А кот-то при чем? Cекрет открывается в последней главе. Кот – это персонаж, придуманный самими детьми, участниками психологических занятий, разработанных и проведенных автором.