ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ
Тренинг родительской компетентности для… старшеклассников
Если правильно расставить акценты, то такое занятие может впрямую отвечать основной жизненной задаче старших подростков – поиску собственной идентичности
Учителя, психологи регулярно сталкиваются с непростыми детско-родительскими отношениями. Именно семейные конфликты часто становятся причиной школьных неудач ребенка. И школа традиционно старается просвещать не только детей, но и родителей, рассказывать им об особенностях того или иного возраста, проводить тренинги по налаживанию диалога
с подрастающим поколением. Грамотное поведение мам и пап помогает гораздо эффективнее решать проблемы учеников.
Вот только когда нужно начинать такую работу?
Неожиданная лекция
В конце своего декретного отпуска я старалась время от времени выбираться в школу, где работала, чтобы постепенно вспоминать профессиональные навыки, знакомиться с изменениями последних лет – словом, «входить в контекст». Одним из таких «точечных включений» была моя лекция, которую меня попросили прочитать для старшеклассников. Поскольку в отношении выбора темы мне был дан «карт-бланш», а наиболее близкими в тот момент – по понятным причинам – были для меня вопросы младенчества и раннего детства, тема лекции была заявлена как «Младенец: до и после рождения (физиология и психология)». К моему удивлению, аудитория была полна, слушали меня очень внимательно, а в перерыве и по окончании было задано множество вопросов.
И тогда меня осенило. Вот он, подходящий момент для подготовки к осознанному родительству! Ведь именно в этот период времени взрослеющий подросток, отвечая на главный вопрос возраста «кто я?», строит свою поло-ролевую идентичность; приспосабливается к своему изменившему телу; примеривается к самым разным взрослым ролям, и в том числе – к родительской, осознавая (и при этом, как правило, сильно пугаясь), что у него уже могут быть дети. А значит – самое время вести с ним спокойный и профессиональный разговор на все эти темы, и желательно не в русле профилактической беседы или исключительно естественно-научного, физиологического подхода, но и создавая особое ценностное и эмоциональное поле, позволяющее прикоснуться к чуду появления новой жизни, ее становления и развития…
Акцент на чуде
Все дело, наверное, в том, как расставить акценты. Можно фиксировать внимание слушателей не только на том, какая страшная ответственность ложится на будущих родителей и как избежать этого опасного последствия сексуальных отношений, но и на том, как удивительны и значимы пренатальный и перинатальный периоды жизни человека и как многое зависит от того, насколько осознают родители их важность. Подобные разговоры не провоцируют легкомысленное отношение к сексу и беременности. Напротив, тема серьезности родительской роли, внимательного и трепетного отношения к появлению ребенка странным образом встречает у старших подростков живой отклик.
Рейтинг ценностей
Надо заметить, что в последнее пятилетие семейные ценности, по данным разных опросов, неизменно занимают у старшеклассников верхние строчки рейтингов. Еще несколько лет назад рейтинг их ценностей возглавляли активная, деятельная жизнь, возможность самых разных достижений (образовательных, карьерных…) и уверенность в себе. А теперь вдруг – возможно, в силу внешних, социальных причин – очень важным основанием, фундаментом состоявшейся, наполненной жизни для подростков стали семья и дети.
Однако не только поэтому старшеклассники, несмотря на загруженность и озабоченность предстоящими экзаменами, готовы были без конца продолжать обсуждение того, что происходит с зародышем в утробе матери, как протекают первые дни жизни младенца. Познакомиться с психологией развития человека – значит, кроме всего прочего, разобраться с тем, какой я, откуда во мне та или иная особенность. Это возможность посмотреть на себя через «зеркала» разных возрастных кризисов, что впрямую отвечает основной жизненной задаче старших подростков – поиску собственной идентичности.
Есть еще одна существенная причина: стоит подростку задуматься о себе как о будущем родителе, то есть помыслить себя как практически взрослого, он начинает устойчивее чувствовать себя в настоящем и с большей уверенностью смотреть в будущее. А если учесть, что страх перед будущим – одно из самых сильных переживаний старшего подростка, то оказывается, что такая лекция косвенно «работает» если не на снятие страха, то уж на значительное снижение его остроты. Ребенок невольно начинает видеть себя во временном континууме: вот это было в прошлом, это уже пройдено, вот это – актуальная задача, а вот то, что ждет меня впереди. Появляется своеобразная «лента времени» индивидуальной человеческой жизни, тут же окрашиваемая подростком в его собственные цвета, наполняемая событиями его биографии (ведь в этом возрасте он прежде всего интересуется самим собой). И будущее становится чуть более предсказуемым и чуть менее страшным. И тогда получается, что изучение возрастной психологии оказывается способом профилактики социально-психологической дезадаптации и формирования позитивного отношения к себе у подростков, повышения их уверенности в собственных силах.
Прямая речь
По окончании лекции ребятам было предложено в письменной форме выразить свои впечатления. Их ответы – лучшие аргументы в пользу проведения лекций о возрастной психологии в старшей школе.
«Узнав много нового о развитии человека, я заинтересовался: а как развиваюсь я? Я и раньше задумывался над этим, как, наверное, каждый. Очень много моих мыслей подтвердилось в ходе лекции».
«Меня поразила идея о том, что в юношеском возрасте мы воспринимаем не другого человека, а себя через другого. Я думаю, что это так всегда, а не только в юности, хотя не знаю…»
«Я очень многое поняла о детском возрасте, о том, почему дети ведут себя так или иначе, а еще о ценности каждого этапа жизни, о том, что я уже прошла и что ждет меня в будущем…»
«Как много непростых моментов, проблем при прохождении каждого жизненного этапа! Сейчас – самоопределение, самосознание, самопознание…»
Может пригодиться
…проведите небольшое «полевое исследование»: готовы ли ваши ученики разговаривать об этом с вами? Можно попробовать вскользь коснуться «острой» темы в каких-нибудь кулуарных разговорах или провести анкетирование и прямо спросить, какие вопросы, например, на классных часах было бы ребятам интересно обсудить.
…оцените свои возможности и компетентность: важно избегать как «голой» информативности, так и излишней нравоучительности, дидактичности. Вы можете поделиться с подростками и фактическим материалом, и вашим собственным к нему отношением, а в идеале – и вашим личным опытом и переживаниями. В качестве «информации для размышления» также могут быть использованы некоторые популярные книги, например: «Дневник младенца» Дэниэла Стерна, «Как вырастить ребенка счастливым» Жана Ледлоффа, «Разум вашего новорожденного ребенка» Дэвида Чемберлена.
…подумайте об иллюстративном материале. Возможно, здесь вам сможет помочь учитель биологии. Или предложите ребятам вместе посмотреть не так давно появившийся фильм «Чудо новой жизни» из серии «Загадки человеческого тела».
…позаботьтесь о получении от учеников обратной связи после вашего разговора. Формы здесь могут быть самые разные – от ответа на вопрос о том, что ребят заинтересовало в ходе беседы, удивило или обеспокоило, до написания эссе. Или предложите написать письмо самому себе – будущему родителю. Сделать это важно не только для того, чтобы понять, «присвоили ли» ученики новое знание, соединили ли его со своим личным опытом, но и для того, чтобы проверить, справились ли подростки эмоционально, психологически с очень непростой темой, не нуждается ли кто-то в вашей дополнительной поддержке.
…будьте готовы к самым разным вопросам от ребят. Вы не обязаны отвечать на все вопросы. Если не знаете, как ответить, лучше честно сказать об этом, но очень важно дать слово каждому, кто захочет высказаться. Уже это будет для подростков большой поддержкой и демонстрацией вашей готовности к диалогу даже по самым сложным проблемам.