ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Школьные олимпиады берут под строгий контроль?
Совет по олимпиадам предложил ряд жестких мер, которые должны обеспечить объективность учебных состязаний
В конце февраля в Подмосковье прошел Всероссийский семинар-совещание организаторов школьных олимпиад, вошедших в Перечень олимпиад школьников на 2009/10 учебный год. Главным событием семинара стал доклад председателя Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) академика Виктора Садовничего о приоритетах развития и новых принципах организации системы интеллектуальных соревнований детей и молодежи в России.
Он напомнил о том, что если в прошлом учебном году в перечень, утвержденный Минобрнауки, было включено 120 олимпиад,
то в нынешнем – 87. Как пояснил В.Садовничий, речь идет об укрупнении, когда несколько вузов из разных регионов объединяют свои усилия
для организации близких по профилю олимпиад.
Напомним, что поправки, юридически закрепляющие статус олимпиад школьников, были внесены в Закон «Об образовании» 25 февраля 2007 года по предложению Российского союза ректоров.
В октябре 2007 года был создан Российский совет олимпиад школьников – общественно-государственный орган, призванный координировать все интеллектуальные соревнования школьников в России. Возглавил новую структуру ректор МГУ В.Садовничий.
Одна из важнейших задач совета и организованных при нем 17 экспертных комиссий – ежегодный отбор наиболее творческих и эффективных олимпиад, перечень которых утверждается приказом Минобрнауки.
Олимпиады проводятся как по общеобразовательным предметам, так и по целым комплексам дисциплин. Победители и призеры интеллектуальных соревнований (в прошлом году их было около 20 тыс.) получают преференции для поступления в вузы: например, они могут быть приравнены к лицам, набравшим максимальное количество баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, или зачислены в вуз без вступительных испытаний.
Выездные инспекции
Объективны ли результаты олимпиад? Оказывается, многие победители и призеры олимпиад имеют низкие баллы за ЕГЭ по профильному предмету.
«Брак по олимпиадам не превышает статистической погрешности, – заявил член РСОШ, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. И высказал опасение: – Нечестные люди будут эту нишу осваивать – так же, как это произошло с ЕГЭ».
Во избежание такого поворота событий В.Садовничий предложил ряд жестких мер, в числе которых – выездные инспекции членов РСОШ в места проведения очных туров олимпиад.
На эти цели Минобрнауки выделило специальный грант, средства которого позволят проверить около 80% олимпиад, включенных в перечень.
Между тем география интеллектуальных соревнований охватывает все федеральные округа, включая Дальневосточный, который в прошлом году еще не был представлен.
Правда, в нем проводится лишь около 5% от общего числа олимпиад, основная же нагрузка приходится на Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа – 27%, 23% и 19% соответственно.
Законодательные инициативы
Масштабы страны и территориальная разобщенность создают определенные сложности в организации олимпиад, особенно для проведения очных заключительных туров, на которые приезжают ребята из разных городов. Не у всех есть средства на оплату проезда и проживание.
Между тем равнодоступность участия в олимпиадах является одним из главных принципов организации олимпиад (наряду с прозрачностью, бесплатностью участия, государственно-общественным контролем за проведением интеллектуальных соревнований).
Этот перечень планируется закрепить законодательно. По словам Садовничего, членами РСОШ подготовлен специальный раздел в проект интегрированного Закона «Об образовании», посвященный специфике обучения талантливых детей (ст. 166).
В числе предложений – развитие сети специальных школ, кружков, интернатов при ведущих вузах для одаренных подростков.
От школьника до аспиранта
Но главная идея состоит в развитии и интеграции интеллектуальных соревнований на всех этапах обучения, включая школу, вуз, аспирантуру.
В связи с этим предлагается грантовая поддержка наиболее талантливых школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых. В настоящее время, по оценкам экспертов, в России проводится более 1500 олимпиад, конкурсов и других интеллектуальных соревнований для школьников и около 10 тыс. аналогичных соревнований для студентов, аспирантов и молодых ученых.
Кроме того, В.Садовничий считает необходимым учредить специальные государственные стипендии для учителей – наставников одаренных учащихся, а эффективность деятельности школы оценивать в том числе и по результатам участия учащихся в интеллектуальных соревнованиях.
Также в настоящее время в правительстве рассматривается инициатива РСОШ по введению новой федеральной целевой программы «Талантливые дети».
Все эти идеи основаны на поручении Президента РФ Дмитрия Медведева, по словам которого «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Учитывались и мировые традиции в области образования талантливых детей.
Например, во Франции организованы негосударственные фонды для поддержки одаренных учащихся, в Китае законодательно регламентируются вопросы подготовки педагогов – наставников талантливых детей, а в Германии действует программа поддержки талантливых учащихся из семей с низким уровнем доходов, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
Последняя проблема сегодня находится в центре внимания организаторов олимпиад.
Олимпиады
с неограниченными возможностями
В прошлом году по инициативе депутата Госдумы Олега Смолина стартовала специальная олимпиада для детей-инвалидов – «Талант преодоления».
Как в прошлом, так и в нынешнем году она включена в Перечень олимпиад школьников, однако правила ее проведения изменились: с 2010 г. в ней смогут принимать участие все школьники, независимо от состояния здоровья.
При этом, как подчеркнул В.Садовничий, для ребят с ОВЗ должны быть созданы все необходимые условия. Например, для слепых учащихся задания должны быть распечатаны специальным шрифтом Брайля, глухим и слабовидящим – предоставлены звукоусиливающая аппаратура, видеопроектор для пояснения и уточнения олимпиадных заданий. В аудиториях нужны сопровождающие лица, в том числе специалисты-дефектологи.
Перечисленные правила распространяются на все олимпиады.
В связи с этим РСОШ подготовил проект «Рекомендаций по созданию условий для полноценного участия школьников с ограниченными возможностями здоровья в предметных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях».
Расширение
информационной поддержки
Если в 2009 году в олимпиадах школьников приняли участие 423 600 учащихся, или почти половина всех выпускников 11 классов, то в нынешнем году этот показатель, по прогнозам специалистов, увеличится до 500 тыс. человек.
При этом количество выпускников школ составит около 750 тыс. человек. Правда, по планам организаторов в олимпиадах примут участие не только 11-классники, но и учащиеся невыпускных классов. Ведь главная задача олимпиад, по убеждению специалистов, – не поступление в вуз, а поиск, отбор и поддержка одаренных ребят.
Несмотря на столь широкий охват, В.Садовничий высказывает опасения по поводу того, что информация об олимпиадах в отличие от ЕГЭ доходит не до всех учащихся. В связи с этим, по его мнению, необходимо пропагандировать олимпиадное движение в СМИ, а также проводить в школах специальные уроки, посвященные истории интеллектуальных соревнований в России.
В апреле планируются презентация национального портала «Мир олимпиад» и создание технологической платформы e-olymp – для проведения дистанционных туров интеллектуальных соревнований.
Итак, инноваций с целью совершенствования олимпиад предложено немало.
Как оценивают их организаторы олимпиад и какие проблемы волнуют их больше всего?
«Традиции для нас дороже льгот»
Ответственный секретарь экспертной комиссии по математике Иван Ященко в целом положительно оценивает доклад Садовничего, считая, что содержащиеся в нем предложения не директивы и приказы, а ориентиры развития олимпиадного движения.
Что же касается наиболее жесткой меры – выездных инспекций в места проведения очных туров, то, по мнению Ященко, «при правильной организации, помимо усиления контроля и выявления возможных нарушений, они позволят наладить обмен опытом».
В то же время, по признанию известного ученого-математика, наибольшую обеспокоенность среди организаторов олимпиад вызывает процесс бюрократизации интеллектуальных соревнований и то, что «из-за множества отчетов олимпиады потеряют свою легкость, праздничность, открытость, традиции, которые складывались годами».
По словам Ященко, некоторые организаторы даже говорили о том, что «если требования государства будут противоречить олимпиадным традициям, то лучше выйти из перечня и пожертвовать льготами для поступления в вуз».
«Конечно, право поступления в вуз по результатам олимпиад увеличило приток 11-классников, но несущественно: ведь гораздо проще сдать ЕГЭ. Поэтому льготы не основная мотивация для участников олимпиады, – размышляет руководитель экспертной комиссии РСОШ по «Технике и технологиям» доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана Светлана Клементьева. – Всегда найдутся ребята, которым захочется самоутвердиться в этом возрасте, а олимпиады как раз дают такую возможность.
Не столь оптимистично настроен Сергей Стафеев, декан естественно-научного факультета ЛИТМО (Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики), организующего интернет-олимпиады по физике, математике, информатике. По его мнению, главная проблема сегодня заключается в демографическом кризисе, на фоне которого особенно остро ощущается «дефицит детей», проявляющих интерес к точным и естественным наукам. Поэтому организаторам олимпиад по этим предметам приходится прилагать очень много усилий для привлечения подростков.
«В Питере мы знаем всех олимпиадников наперечет: начиная с 7 класса, мы ведем их портфолио. Но этого недостаточно, необходимо подключать всю Россию, – рассказывает С.Стафеев. – В доинтернетовскую эру мы ездили по городам, для того чтобы найти талантливых детей. И порой находили их в заброшенных поселках. Сейчас мы делаем ставку на интернет: нам надо создать сетевое сообщество «белых ворон» – для того чтобы они не только узнавали про олимпиады, но и общались друг с другом. Таким образом нам удастся не только сохранить, но и приумножить интеллектуальный потенциал России».