Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обзор педагогической печати

В.В.Сорокина
Психологическое неблагополучие детей в начальной школе
М.: Генезис, 2007

В первые месяцы пребывания ребенка в школе учителя начальных классов особое внимание уделяют адаптации. И недаром: это очень тяжелый для вчерашнего дошкольника и очень важный для всей его дальнейшей школьной биографии период. Хорошо, если есть возможность посоветоваться с психологом, который разбирается именно в этой проблеме. А если в школе такого нет? Тогда придется почитать самим о причинах школьной дезадаптации, о ее скрытых и явных проявлениях и о возможных методах работы с детьми, испытывающими психологический дискомфорт.
Автор считает, что причины нужно искать или в самом устройстве школьного бытия (темп обучения, режим, большая наполняемость классов), или в поведении учителя (особенно если он ориентирован на учебно-дисциплинарную модель общения), или в негативном детсадовском опыте первоклассника. Атмосфера семьи, стиль общения и прочность связи с родителями тоже серьезно влияют на способность ребенка принимать и осваивать новые для него правила школьной жизни.
Учителю может быть интересен анализ ситуаций, которые вызывают наибольшее напряжение у малышей, и то, как меняется отношение детей к этим трудностям. Выводы подкрепляются цифрами, полученными при опросах учеников начальной школы, и, надо сказать, впечатляют. Например, высокая школьная тревожность «была зафиксирована родителями и подтверждена результатами наблюдения у 50% детей, учителя же фиксируют ее только у 5% детей».
Не менее убедительно воспринимаются и отрывки из дневников психологов, работавших с неблагополучными детьми. Не только результаты тестов, но и фрагменты диалогов приоткрывают для читателя занавес над детскими переживаниями. Автор показывает, что испытывает ребенок: страх, неуверенность, беззащитность. Тогда как мы, не владея специальными методиками, привыкли видеть лишь внешние проявления этих состояний: замкнутость или агрессию, капризы или заторможенность.

А.И.Дедушка
Как научить детей дружбе?
СПб.: Речь, 2007

При нынешнем разброде ценностей – от осколков пионерских идей до религиозной этики – педагоги убеждаются, что некоторые идеалы остаются привлекательными для ребят подросткового возраста при любом общественном устройстве. В частности дружба. И мы интуитивно, вне всякой идеологии, стремимся сделать все, чтобы в классе или отряде детского лагеря ребята научились строить дружеские отношения. Автор определяет дружбу как «сливки» сотрудничества и показатель здорового коллектива.
В книге несколько разделов – с учетом разных интересов читателей. Для любителей подробно разбираться с понятиями и определениями предназначена глава, где рассматриваются законы дружбы, условия, в которых она складывается. Но это не нудное теоретизирование, а вполне живое педагогическое размышление. Например, о том, цель это или средство.
Те педагоги, которые склонны побыстрее приступить к практическим занятиям, найдут объемный и систематизированный материал для занятий с ребятами. В основе системы лежат пять законов, без которых, как считает автор, не возникают условия для зарождения дружеских отношений в группе подростков.
Каждый закон – песни, общения, игры, творчества, дела – конечно, не поддается переводу в строгие формулы. Это скорее «совокупности средств, методов и инструментов», своеобразные каналы, по которым дружба может развиваться. Для каждого автор подобрал и описал немало игр и упражнений, причем некоторые сопроводил методическими пояснениями и набором вариантов для использования в разных условиях.