Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Куценко Елена

Динамика родительских предпочтений

Они меняются от класса к классу, и умение работать с ними облегчает учителю взаимодействие с родителями

Неутихающая дискуссия по поводу нового содержания образования ведется уже больше десяти лет. И все это время десятки тысяч учителей ежедневно входят в класс и учат детей. То есть, это самое прогрессивное содержание не только будет когда-нибудь, оно по факту существует. И реализует его педагог, который более или менее активно читает методическую литературу, участвует в конференциях. Но сам учитель от содержательной дискуссии по поводу сути своей работы отстранен. Ему отведена роль исполнителя. А кто заказчик и реальный потребитель? И насколько их интересы совпадают? И если нет, то учитель неизбежно оказывается заложником ситуации, когда его вынуждают делать одно, а логика и доводы родителей требуют другого.

Договоримся о пожеланиях и возможностях

Заказчиком в работе учителя было и остается государство. Оно нам спускает программы, БУПы, нормативы, стандарты. Оно же оценивает качество «продукта», с каждым годом изобретая все более изощренные методы. При этом потребителями становятся ученики, у большинства из которых есть родители. Конечно, в сторону родителей государство время от времени делает неопределенно-приглашающие жесты: присоединяйтесь, мол, рады будем выслушать ваши пожелания, непременно рассмотрим и учтем. Но как-то так, вообще, ибо пространства, в котором можно было бы всерьез работать с родительскими запросами, нет. Как нет и механизма воздействия общества на содержание образования и формы контроля (сколько камней брошено в сторону ЕГЭ, а он жив-здоров и расползается в среднюю и даже начальную школу).
Родители тоже не лыком шиты. Самые разумные и деятельные заранее выбирают школу, стараются посмотреть уроки учителя, к которому отдадут ребенка, согласовывают действия с педагогами, ищут возможности дополнительного образования, консультируются с психологами. Но таких единицы. Большинство очень смутно представляют, чего хотят от школы для своего ребенка. Поскольку у них никогда не спрашивали, следовательно, нет опыта размышлений на эту тему. А по укоренившейся традиции все, что недоделали остальные, достается учителю. Впрочем, такое воспитание родительского самосознания – работа не самая утомительная, зато продуктивная. Пустить на самотек – себе дороже. Ведь даже те, кто не знает, чего конкретно хочет, часто бывают недовольны тем, что происходит с их детьми: «не знаю как, но не так». Поэтому лучше заранее договариваться о пожеланиях и возможностях обеих сторон – семьи и школы. Это облегчает работу и предупреждает многие конфликты.

Первые напутствия

Педагоги, учитывающие пожелания родителей и отслеживающие их трансформацию на протяжении всей учебы ребенка, знают, что за одиннадцать лет вектор родительских упований меняется неоднократно и зачастую – в прямо противоположную сторону. Не говоря уже о том, что даже на старте, в начале первого класса, пожелания родителей сильно разнятся.
Мамы, растящие ребенка в одиночку, иногда довольно ревниво относятся к появлению другого значимого взрослого в жизни сына или дочери. Они избегают учителей, занимающих позицию «второй мамы».
Если ребенок «домашний», чересчур уступчивый, робкий, родители могут попросить о специальной работе по социализации. Для них главным результатом первых месяцев учебы будет не академическая успеваемость, особенно если ребенок способный, а его умение общаться, отстаивать свои интересы, сопротивляться давлению.
Некоторые с первой же встречи убеждают учителя «быть с ним построже». Эта фраза обычно настораживает опытного педагога. Возможно, она свидетельствует о том, что ребенка то безудержно балуют, то, спохватившись, пытаются приструнить и одернуть. В результате к семи годам получают маленького тирана, контролировать которого родителям становится все труднее. Иногда под строгостью вообще кроется привычка к жестокому обращению, что сулит множество проблем, если учитель решает полемизировать о недопустимости насилия и унижения.
Очень конструктивными бывают рекомендации родителей, сознательно анализирующих психологические особенности своего ребенка. Они предупреждают о том, что он, например, не слишком аккуратен, или легко возбудим, или быстро отказывается от выбранного занятия, если не достигает хотя бы крошечного успеха, или, наоборот, препятствия лишь укрепляют его решимость и упрямство. Это очень ценные подсказки, которые помогут избежать множества ошибок на первых порах взаимодействия с детьми. Впрочем, всегда нужно делать скидку на родительскую пристрастность. Не говоря уже о том, что сформулировать подобные высказывания могут далеко не все. Большинство придется долго и терпеливо выспрашивать, чтобы они могли высказать хоть какие-то содержательные пожелания.

Смена приоритетов

При всем разнообразии родительских ожиданий и опасений, подавляющее большинство из них сводится к одному: главное, чтобы ребенку было комфортно. Это вполне понятно. Удивительно другое: как быстро этот приоритет обесценивается. Уже к середине начальной школы почти никто не вспоминает о том, насколько уютно, уверенно и спокойно чувствуют себя дети в классе. За исключением, может быть, тех, кого явно отторгают и преследуют одноклассники. Да и то не всегда. Родители подчас считают это неважной деталью, главное – чтоб учился хорошо.
К концу начальной школы озабоченность академическими успехами детей принимает прямо-таки пугающие масштабы. Наиболее деятельные и социально сообразительные родители начинают всерьез планировать направленность высшего образования своего десятилетнего ребенка, еще даже не подростка.
– Маша будет поступать в мед, – категорично сообщает мама на прощальном чаепитии по поводу окончания начальной школы.
– А если она не захочет? – ошарашенно спрашивает учитель.
– Кто ж ее спрашивать будет…
Кстати, переход в пятый класс – последний рубеж, на котором родители более или менее дружно проявляют некоторый интерес к тому, насколько комфортно пребывание в школе для их детей. Хотя и здесь крен в сторону знаний и отметок – нет, скорее отметок и знаний – сохраняется. И пока еще нарастает, но лишь до того момента, когда подростковые проблемы не явят себя во всей неисчерпаемой полноте.

Замкнутый круг требований

К седьмому-восьмому классам родители, намучившись с собственными чадами и наслушавшись ужасных историй о соседских, начинают мечтать лишь об одном: чтобы школа уберегла от «дурного влияния», оградила от криминала, наркотиков и прочих родительских кошмаров. «Чтобы хоть чем-то полезным занимался, а не болтался по улице». Хорошо, если учителя, работающие с этим возрастом, понимают специфику подростковых проблем и чуть смягчают предметные требования. Ведь психологи давно говорят о том, что в этот период академическая успешность даже у самых способных детей может снижаться. Когда они преодолеют пик переходного возраста, все нормализуется. Если же учителя все наращивают требования, родители и вовсе оказываются меж двух огней. Они вынуждены давить на ребенка по поводу успеваемости, а отношения в семье и так натянуты и главное сейчас – сохранить их.
Завершение средней школы родители дружно встречают пожеланием: чтоб баллы были повыше, чтобы при переходе в другую школу или переформировании классов взяли куда попрестижнее. С этого момента и до окончания школы все силы и устремления направлены на одно – поудачнее расставить галочки во время ЕГЭ. И хорошо, если сам старшеклассник так же страстно жаждет подчинить эти годы будущей карьере. Ведь все, чем он увлекался и в чем был по-настоящему успешен – музыка, походы, школьный театр, – неумолимо вытесняется из его жизни.
Пройдет какой-нибудь десяток лет, и нынешние выпускники начнут приводить своих детей в первый класс. Интересно, их родительские требования пойдут по тому же кругу?