Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТОЧКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА


Кружкова Ольга

Механизмы психологической защиты: что нужно знать о них учителю

В каких случаях психологическая защита работает во вред и педагогу, и ученикам? И можно ли «превратить» ее в эффективный способ разрешения проблемных ситуаций?

Известно, что педагоги нередко испытывают проблемы при взаимодействии с окружающими людьми. Это проявляется в особенности оценок происходящего и реакций на конкретные ситуации: во вспышках раздражения, морализаторстве. В таких случаях психологи говорят о неэффективной психологической защите. Что такое психологическая защита? И как быть, если она «дает сбой»?


На страже психического здоровья

Подобно тому как иммунитет оберегает физическое здоровье организма, на страже психического здоровья стоит психологическая защита. Впервые это явление описал З.Фрейд в конце XIX века. Психологическая защита – это особая регуляторная система психических механизмов, позволяющих сохранить комфортное и стабильное состояние личности.
Защищаемся мы часто, и не только от плохого. Любая сильная эмоция, будь то гнев, страх, удивление или восторг, воспринимается психикой как угроза ее равновесию и может бессознательно блокироваться психологической защитой.
По мнению психологов, потенциально наиболее травмирующей для человека ситуацией может быть общение и взаимодействие с другими людьми. А в профессиональной деятельности педагога общение – это основной инструмент труда. Поэтому активизации психологической защиты здесь не избежать.
И все бы замечательно, но психологическая защита может нести не только пользу (покой, умиротворение), но и вред (безразличие, черствость). Если ее активизация чрезмерна и постоянна, она «встраивается» в личность педагога и изменяет его не на минуту, а навсегда. Изменяется его поведение, восприятие окружающего, понимание себя и других. Все начинает восприниматься через призму защиты искаженным и неверным.
Важно понимать, что психологическая защита не способствует развитию личности, хотя и не обязательно затрудняет это развитие. Ее задача в другом – не допустить резких изменений в психическом состоянии человека, стабилизировать, сделать устойчивой его личность. Для педагога это и хорошо, и плохо. Хорошо, поскольку психологическая защита позволяет ему стать стрессоустойчивым, выдержанным, терпеливым; плохо, так как она же заставляет порой «отмахнуться» от новых знаний или альтернативной точки зрения.

«Ученики меня не любят?..»

В арсенале психологической защиты имеется множество различных механизмов: от простого блокирования поступающей информации на уровне ее начального восприятия до многоэтапного преобразования ее смысла. Существуют примитивные и зрелые механизмы защиты. Примитивные стабилизируют личность самыми простыми способами. Не видеть, не слышать, забыть то, что может быть опасно,  – вот основа их действия. К примитивным защитам относятся, к примеру, вытеснение, замещение, проекция, отрицание, регрессия, интроекция. Опишем некоторые из них более подробно.
Вытеснение – это «забывание» неприятной, травмирующей личность информации. Воспоминания о тревожащем не исчезают, а перемещаются в малоосознаваемые пласты психики. Например, педагог может искренне забывать зайти в кабинет директора, чтобы обсудить конфликт с мамой, которая пожаловалась на него директору. И это не обман, не хитрость. Он действительно не помнит, так как его беспокоит предстоящий разговор, и неприятная информация о назначенной встрече «забывается».
Замещение срабатывает по принципу переноса. Например, когда окружающие причиняют боль, обижают, но человек не может им ответить, то вся сила накопившихся эмоций переносится на другой, более «слабый» объект. Педагог может быть уравновешенным, выдержанным, терпеливым с «трудным» классом, но приходит домой и становится тираном для своих собственных детей, ни в чем не давая им спуску, отыгрываясь на них за все наболевшее и невысказанное классу.
Проекция. Для людей, которые часто прибегают к этой защите, характерна следующая установка: «я – хороший, а другие – плохие». То есть свои негативные черты, нерешенные внутренние проблемы человек переносит на окружающих. Педагог может сколько угодно говорить, что ученики его не любят, но возникает вопрос: «А он любит своих учеников?» Конечно, педагог будет доказывать этот факт и себе, и окружающим. Но в глубине души он подозревает, что причина натянутых отношений с детьми кроется именно в нем. К сожалению, как показывают исследования психологов, проекция – самый распространенный механизм защиты у педагогов.
Примитивные защиты отторгают новую, требующую осмысления информацию или ставят под сомнение ее истинность. При этом со стороны человека все происходит бесконтрольно. Если педагог уверен, что в своей области он знает все, то, например, повышение квалификации всегда будет восприниматься им как пустая формальность или развлечение. А в ответ на сложный вопрос ученика он может отмахнуться: «Ты, Петров, лучше вообще помолчи».

От отторжения к пониманию

В отличие от примитивных зрелые защиты не затрудняют личностный и профессиональный рост педагога, поскольку их основу составляют интеллектуальные ресурсы личности. Зрелая защита побуждает анализировать причины случившегося, в том числе обращаться к дополнительным источникам информации. Работа зрелой защиты всегда идет как поиск решения новой задачи, в то время как примитивная защита срабатывает как автоматическое действие – однозначно и неизменно стандартно.
К зрелым защитам относятся рационализация и интеллектуализация, компенсация и гиперкомпенсация, сублимация и другие.
Например, компенсация проявляется в том, что, не имея достаточных способностей в одной области, человек стремится прилагать больше усилий в тех видах деятельности, где его шансы преуспеть более высоки.
Рационализация – это стремление найти рациональные объяснения своим негативным действиям или возникшим неудачам. Но также – и стремление найти им социально приемлемые оправдания. В этом случае целью является понижение значимости события, вызывающего негативные эмоции. Например, не вас, а кого-то другого позитивно отметило начальство – становится обидно! И вы говорите себе: «А мне и не хотелось, вот если бы я стремился к этому!..» Или, предположим, ребята раз за разом плохо себя ведут на уроке. И эта ситуация порождает у педагога сомнение в собственной профессиональной компетентности. Однако учитель, чтобы справиться с негативными эмоциями, объясняет проблемы тем, что «вчера материал был слишком сложным, а сегодня ребята просто устали».
Однако рационализация может помочь педагогу не только сохранить эмоциональное равновесие, но и найти конструктивное решение трудной для него ситуации. Например, учитель формирует свое отношение к ученику, вызывающему у него отрицательные эмоции. Он думает: «Этот ученик – отъявленный хулиган! Но неужели в нем нет ничего такого, что помогло бы мне наладить с ним контакт?» И постепенно педагог находит, подмечает что-то хорошее и формирует более позитивное отношение к ребенку. При этом педагог не осознает сам механизм этого защитного процесса. Явным остается лишь результат – из отторжения образуется понимание.
Этот пример показывает, что зрелая защита заставляет человека подключать интеллект к решению проблемы. Зрелая защита заставляет искать. А вот то, насколько активным и эффективным будет этот поиск – зависит от личностной зрелости человека.
Здесь мы подходим к вопросу, который имеет ключевое значение для эффективности психологической защиты. В какой мере учитель готов включиться в сложную ситуацию? Способен ли он осознать то, что с ним происходит, в том числе действие собственных психологических защит? Применительно к случаю с рационализацией этот вопрос можно поставить так: когда урок закончится, вернется педагог к этой ситуации, чтобы осмыслить случившееся, или нет? Попытается ли понять причины неудачи, в том числе свою собственную роль в таком развертывании событий, или просто забудет об этом уроке?

Главный прием

Наши исследования показывают, что эффективной, то есть безопасной для себя и окружающих психологической защитой обладают меньше четверти учителей. При этом понять, насколько эффективна его собственная психологическая защита, конкретному человеку непросто. Он должен отслеживать свои реакции, действия и их последствия, сопоставлять, рефлексировать, думать. Он должен познать себя, не в смысле постоянного самокопания, а в смысле понимания – что для него неприятно, что задевает его за живое, чего он боится. Как только человек осознает, что в той или иной ситуации он просто защищается, как правило, все встанет на свои места, а защита аннулируется. Дело в том, что когда защита осознается, даже если она зрелая, она перестает быть защитой.
В этом случае возможны два варианта развития событий. Первый: человек оказывается лицом к лицу с трудной для себя ситуацией или проблемой, осознавая ее и испытывая всю полноту эмоций (позитивных или негативных). Это, как правило, переживается как кризисная ситуация. Второй – когда осознанные защиты превращаются в так называемые копинг-стратегии – сознательные, контролируемые способы поведения, помогающие справиться со стрессом. Это уже более конструктивное разрешение ситуации. В жизни возможно применение одним человеком того и другого почти одновременно.
В процессе осознания собственного «защитного арсенала», помимо зрелости, важно обращать внимание на гибкость защитных реакций, а также на то, насколько эти реакции соответствуют угрозе.
Что понимается под гибкостью? Чем шире спектр защитных механизмов человека, тем больше шансов, что из всего этого многообразия ситуативно им будут выбираться наиболее адекватные защитные действия, а с ходом развития ситуации одни будут динамично заменяться другими.
Соответствие угрозе означает, что защита не должна быть тотальной: «если рядом воробей, мы готовим пушку…» Это неэффективно, а иногда и опасно! Мера защитных действий должна соответствовать мере угрозы, иначе уже сама защита наносит урон личности.
Также можно порекомендовать учителям время от времени консультироваться со специалистом. За рубежом подобные консультации в порядке вещей.
Однако для начала будет достаточно того, что педагог станет рефлексировать и задумываться над своим поведением и особенно над тем, что кажется обычным и само собой разумеющимся. Подчеркнем: только осознав истинное значение своих действий, мы перестаем «прятаться» от действительности за стеной защиты.