Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ


Болсуновская Надежда

Проекты для «трудных»

Несколько рекомендаций по работе с учениками, не верящими в свой успех

За фразой подростка «я не умею» многое может стоять. И отказ от работы, которая ему не нравится. И элементарная лень, нежелание вникать, напрягаться. И психологическая защита от ответственности. И страх поражения. По поводу ребят, которые много раз терпели неудачу и уже не верят в себя, и хочется поговорить.

Проектная деятельность как способ вовлечения трудных подростков в сферу образовательных интересов, безусловно, выигрышная стратегия. Однако само по себе предложение заняться проектом вряд ли сработает. И тут надо рассмотреть два решающих организационных момента.
Во-первых, характеристики самого проекта. Он должен быть не просто полезным, но и интересным для подростка. Его выполнение – это планируется изначально – что-то реально изменит в окружающей жизни, а значит, востребованы социальная активность автора, в какой-то мере – эксперимент и даже экстрим. Это проект не в стол и даже не на конкурс. Его результаты непосредственно влияют на жизнь окружающих.
Идеально – когда такие проекты начинаются как учебные и перерастают в социальные. Например, ученик начал проект на уроке биологии, увлекся темой генно-модифицированных продуктов, в результате получилась полезная брошюра, по материалам которой в школе было проведено ток-шоу. Очевидно, такое широкое разворачивание ученического проекта невозможно ни силами самого ученика, ни силами его учителя – требуется заинтересованность руководства школы и всего коллектива учителей. Хорошо, если в работе школы прослеживается этот тренд: поддержка проектов трудных подростков.
Во-вторых, учитель, который приглашает трудного подростка в проект, прекрасно знает, на что он идет. И думает не о результате проекта, а том, как в этом проекте именно этот ребенок может себя реализовать. Ведь поначалу роль самого ученика будет очень маленькой. Он привык к неуспеху, боится браться за любое дело, и нам следует начать с предельно простого, с того, что у него точно получится. Но это не должна быть какая-то частная операция, механический навык, наоборот – некая целостность.
Например, по заказу детского сада мы с учениками делали энциклопедию-презентацию «Животный мир нашего края». Первое – собрать как можно больше картинок с изображениями. При обсуждении материала, собранного учеником, обязательно найдется повод проявить заинтересованность, выразить доверие, набросать перспективу. Благодарность ребенка, который давно в себя не верит, станет тем рычагом, который поможет его продвижению в проекте. И очень часто бывает так, что «запущенный», «бесперспективный» делает блестящий личный проект – в своем темпе, в своем видении, в своем вкусе. Причем только потому, что учитель отнесся к нему безоценочно, поверил в него и помог сделать самые первые шаги. Такие примеры не могут быть исключениями, потому что каждый пришедший в школу ребенок – на нашей ответственности. Никто никогда не потерян для педагогического и человеческого участия.
Конечно, если в основной среде пребывания ребенка не поддерживаются человечность и любознательность, учителю очень трудно, и он сбивается на обучение «хоть чему-то». Ребенок умеет писать, считает, демонстрирует еще какие-то навыки. А уж интегрировать их в деятельность более высокого порядка – высший пилотаж. По крайней мере так нам кажется. На самом деле именно в таких случаях лучше начинать с целостности, а не с частей. С замысла, а не с умений. Не с целей образования, а с личностных смыслов. Они есть абсолютно у каждого подростка. Это значит, что именно проектное мышление помогает там, где уже ничего не помогает.