Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ


Соловьянюк-Кротова Валентина

Признание, достижение, самореализация как личные цели подростка на уроке

Чтобы ученик мог достичь этих целей, педагогу необходимо преобразовать учебную работу в учебно-профессиональную деятельность

Cегодня общество разнородно, и в классы приходят дети из социально неблагополучных семей, иерархия потребностей которых сильно деформирована. Жизненно важные для подростка потребности в достижении и признании могут и вовсе не проявляться. Констатировать отсутствие интереса к учению у детей, безразличных к оценкам, махнувших на себя рукой, – дело нехитрое. Но вот вопрос вопросов – как пробудить в них социальные стремления?

 

Если идти от потребностей

Мы поставили перед собой такие вопросы: какие потребности у наших трудных старшеклассников? Как они предпочитают их удовлетворять? Нельзя ли помочь скорректировать усвоенные ими способы действий? И поняли: должна быть специально сконструирована практическая ситуация, при решении которой и достигались бы образовательные цели данного урока, и педагогические условия были бы приемлемы для детей. Ведь если нет удовлетворения потребности, нет деятельности, есть только учебные действия. Следовательно, развития личности не происходит. Значит, надо преобразовать учебную работу старшеклассников на уроке в учебно-профессиональную деятельность. Задача непростая, но решаемая.
Допустим, на уроке информатики мы ставим перед учеником задачу: «Сделай визитную карточку своего класса». Первая реакция: «А мы этого не проходили. Мы не знаем, как это сделать». На самом деле для выполнения этого задания ученики уже владеют как теоретическими знаниями, так и практическими навыками.
Но эта задача ставит школьников в тупик, так как освоенные операции остались элементами, не сложившись в деятельность. А деятельность должна удовлетворить какую-либо потребность.
Структура удовлетворения потребности известна: потребность – цель – мотив – деятельность по получению результата – оценка результата. Но для учеников эта структура осталась непроявленной. Поэтому, несмотря на потенциально высокую мотивацию, возникающую при постановке таких задач – задача касается их личности, желания заявить о себе, рассказать о своих друзьях, о ценных для подростков отношениях, – ученики отказываются их решать.
Однако это не значит, что педагогу следует отказаться от ориентировки на потребности, которые есть у каждого подростка: в признании, в достижении и в самореализации.

Наша теория и практика

Потребности в достижении, признании и в самореализации – одни из самых трудноудовлетворяемых потребностей подросткового возраста, особенно для подростков с девиантным поведением.
Но среднестатистический подросток без особых учебных и иных успехов в жизни выразить свое «я» в рамках обыкновенного урока не может. А что делать тем, чья слава негативная, а социально одобряемых успехов нет вообще?
Значит, именно на уроке нужно создать ситуацию, в которой подросток сможет выразить свое личное мнение, собственное отношение в процессе решения какой-либо важной для него проблемы. Поэтому в каждой теме желательно найти то, что напрямую свяжет деятельность подростка на уроке с его непосредственными и перспективными намерениями. Например, при изучении темы «Формулы и адресация» в электронных таблицах в качестве задач учебники предлагают математические примеры и задачи. Мы предлагаем учащимся рассчитать их предполагаемую будущую заработную плату, если они не получат больше никакого образования, получат среднее специальное образование и получат высшее образование. Устроившись на одно и то же предприятие, ученик может спрогнозировать уровень своей потенциальной заработной платы.
Для разработки такого урока учителю требуется серьезная подготовка, однако высокий уровень мотивации по освоению правил заполнения формул в электронных таблицах будет обеспечен.
Такие ситуации можно и нужно создавать в рамках любого предметного урока.

Проекты спешат на помощь

Главное – не разрывать деятельность на отдельные операции, основываться на потребностях высшего (социогенного) уровня. Это и значит способствовать полноценному развитию психики старшего подростка.
Для того чтобы в ходе проектной деятельности обеспечить необходимый уровень самовыражения, мы выбираем темы, интересные каждому подростку. Набор тем должен быть достаточно широким, а логика подбора такова: они ориентированы как на успешных, социализированных подростков, так и на тех, кто имеет учебные затруднения и социальные проблемы. Чтобы любая из тем могла быть реализована как очень простым, наивным детским взглядом на жизнь, так и самым замысловатым способом.
Например, к началу работы над проектом по разработке содержания и реализации оформления законченного документа средствами текстового процессора учащиеся, как правило, уже хорошо знакомы с тем, «как делать». Однако они плохо представляют себе «что» и «зачем».
Начинаем обсуждать и в результате обсуждения выбираем формы реализации проекта: книга, газета, буклет, календарь, визитная карточка, плакат и прочие формы печатной продукции знакомы всем. Но что реально можно сделать в заданное время (4 урока) и при наших возможностях?
Обсуждение выливается в перечень требований к проекту, они же – критерии успешности выполнения. Эти критерии будут направлять всю деятельность на уроке, позволят проводить промежуточную рефлексию, включающую в себя оценку и самооценку. Критерии оценки необходимы не столько педагогу, сколько самим учащимся. Приближение к планируемому результату рождает в подростках чувство радости.
Да, проект выполняется в выбранной учеником форме, но практически никто из ребят не может сразу придумать идеальный образ готового продукта. Поэтому поощряется работа в группах. Совместная деятельность позволяет удовлетворить целый комплекс потребностей старшего подростка: в общении, в ощущении себя взрослым, в самопознании и других.

Почему организация важнее результата

Разрабатывая структуру задания и план беседы, учитель учитывает, что подросток в результате деятельности на уроке обязательно должен удовлетворить хотя бы одну из осознанных потребностей, причем социально одобряемым способом. И тогда, например, оценивание работ – это не формальный этап, когда всесильный учитель в зависимости от своего мнения и настроения раздает отметки. Нет, авторы работ сами говорят о них: что должны были сделать, что сделали, что получилось лучше всего, что из желаемого не получилось, что нужно было сделать иначе, чтобы все получилось так, как хотелось, что нового научились делать.
И тогда видно: выполненную работу ребята представляют с особой гордостью.