Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2010
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Луховицкий Всеволод

Нарушения трудовых прав учителей

Научно-методический центр «Гуманист» начинает сбор информации

Дорогие коллеги! 2010 год объявлен в России Годом учителя. Официальные статистические исследования, которыми оперирует образовательное ведомство, показывают, что зарплата учителей растет, педагоги довольны НСОТ и нормативно-подушевым финансированием. Но доверять этим официальным данным зачастую невозможно, они слишком сильно расходятся с личным опытом многих учителей: трудовые права педагогов – право на справедливую и равную оплату труда, на охрану труда, на свободу от принудительного труда (труд без оплаты и труд сверхурочный, свыше установленного законом рабочего времени), на свободу педагогической деятельности, на отдых – нарушаются все чаще и все откровеннее.
Однако, к сожалению, ситуация в целом по стране исследована мало; реальная картина происходящего практически отсутствует. Поэтому научно-методический центр «Гуманист» – общественная организация, много лет занимающаяся правовым просвещением школьников и учителей, – начинает сбор информации о нарушениях трудовых прав учителей. Помимо обычного мониторинга СМИ мы рассчитываем на помощь наших коллег, читателей «Первого сентября».
Во-первых, нам интересны любые случаи, которые учителя воспринимают как несправедливость со стороны школьной администрации или работников управлений образования. Во-вторых, очень важны описания ситуаций, когда учителям удалось защитить свои права. Мы знаем, что такие победы есть, но о них очень редко пишут СМИ, да и сами победители часто не хотят публичности.
Мы гарантируем конфиденциальность информации: она нужна не для скандальных публикаций, а чтобы определить наиболее типичные, массовые нарушения и проанализировать имеющийся опыт защиты трудовых прав.
Еще было бы очень интересно собрать все обращения к А.Н.Фурсенко, В.В.Путину и Д.А.Медведеву и издать их в виде жалобной книги. Как правило, никаких ответов по существу жалобщики не получают. Это, увы, традиционный путь – сообщить начальству и ждать, что оно всех рассудит.
Иной путь, по которому, к сожалению, рискуют пройти немногие, – это путь последовательного отстаивания своих законных прав. Тем учителям, которые хотели бы пойти по этому «непроторенному» пути, но не знают, с чего начать, необходимы, во-первых, конкретные правовые знания и, во-вторых, общение с единомышленниками.
По результатам мониторинга мы планируем в этом году подготовить и распространить рекомендации для учителей по защите трудовых прав. Далее мы собираемся на страницах «Первого сентября» консультировать учителей, помогать им обмениваться опытом защиты.
Информацию о нарушениях трудовых прав учителей и о попытках защиты этих прав можно присылать по электронной почте: beliefs@yandex.ru, с пометкой «Трудовые права учителей».