Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Интернет

Обозрение педагогической печати

Не секрет, что большинство школьников читают неохотно и не осваивают даже школьную программу – что уж говорить о списках рекомендованной литературы «на лето».
В конце ХХ века массовые исследования, проведенные в Австрии, показали: если ребенок к 12 годам не читает книги регулярно в свободное время, то читателем он уже не станет. Поэтому начинать следует именно с начальной школы.
Возможно, советы этих статей: http://www.child-library.ru/adult-daidgest-15.html/ и http://library.krasno.ru/Pages/Soveti%20roditeliam.htm/ – помогут учителю начальных классов убедить родителей чаще открывать книгу вместе с ребенком. Можно посоветовать родителям заглянуть и на сайт Бесплатной электронной библиотеки детской литературы KIDSBOOK http://kidsbook.narod.ru/, эта сетевая библиотека целиком посвящена именно детской литературе. Подборка произведений весьма большая, но если возникнут вопросы, всегда можно заглянуть в одно из авторитетнейших сообществ в «Живом журнале» – «Что читать» (http://community.livejournal.com/chto_chitat/). Почти тридцать тысяч участников сообщества всегда придут на помощь в сложных вопросах.
Еще один полезный сайт для учителей, родителей и всех, кто хочет ориентироваться в современном мире детской литературы, – http://biblioguide.ru/. Читайте обзоры книжных новинок, рецензии и критические статьи, знакомьтесь с писателями.
Но вернемся к учителям. Статья «Чтение художественных произведений в начальной школе» (http://www.ref.by/refs/62/31482/1.html/) расскажет педагогу о психологических особенностях восприятия текста в начальной школе.
К слову сказать, на сайте «Централизованной системы детских и школьных библиотек» города Озерска есть целый раздел – «Проблемы детского чтения на страницах педагогических изданий» (http://ch-lib.ozersk.ru/rdch/reading/opi/chread.shtml/). А сайт http://www.rusreadorg.ru/ Русской ассоциации чтения полностью посвящен этой проблеме.
И конечно, каждому учителю литературы стоит добавить закладку на гуманитарную «Библиотеку Гумер» http://www.gumer.info/. Здесь в разделе «Литературоведение» (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php/) любого словесника ждет настоящий клад: начиная от подборки работ академика Дмитрия Лихачева по древнерусской литературе до книг Лотмана и Аверинцева, Бахтина и Гаспарова. Да что говорить – используя только лишь одну работу Юрия Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII–начало XIX века)» (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/index.php/) можно совсем иными глазами взглянуть на всю литературу нашего Золотого века. Взять хотя бы понятия «бал», «дуэль» или «чин», которые пронизывали всю русскую жизнь: почему, например, поэт Гаврила Державин был вынужден прослужить весь положенный срок солдатом, прежде чем получить офицерский чин?
Читайте и дарите своим ученикам радость чтения и радость знания!

Алексей ОЛЕЙНИКОВ
oleynikov@1september.ru