В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЛАБИРИНТОВ
Азбука письма-чтения
От диктовки учителю – через копирование – к собственному тексту
Первоклассники нашей школы к январю–февралю уже пишут рассказы – большие, строчек на десять! Содержательные
и почти без ошибок. А звуко-буквенным анализом, честно говоря, мы почти не занимаемся…
Достаю обычную газету:
– Вот газета: взрослая, настоящая. Папа приходит домой, садится в кресло, рядом чашечка кофе – не трогайте меня, я газету читаю… А давайте сами сделаем газету. Настоящую. Вы вечером незаметно ее положите в почтовый ящик, а потом спросите папу или маму: открывали ли вы сегодня почтовый ящик? Они откроют – а там наша газета…
А еще можно газету послать в другой первый класс, далеко-далеко, на тот конец школы. Пусть читают, если уже научились читать. А может, и они нам что-нибудь напишут…
Ты не умеешь еще писать? Не страшно. Скажи, что хочешь написать, а я – учитель – тебе помогу. Запишу твои слова правильно и печатными буквами. А ты потом спишешь. Сможешь? Это будет твой текст: ведь ты его сам придумал…
– А можно я напишу две статьи? (Имеется в виду – не одну фразу, а две…)
– Конечно, можно!.. Давайте начнем с того, что вы будете рисовать, ведь в газете должны быть и рисунки. Пока вы рисуете, я подойду к каждому, и вы продиктуете мне, что хотели бы написать.
– Я на ремесле сделал чашку…
– Тоня – моя лучшая подруга. Она никогда не дерется.
– Первого сентября мы с мамой пошли в столовую и потерялись…
Рисунки готовы, тексты написаны.
– Можно сделать рукописную газету, а можно напечатать на компьютере. Давайте решим…
– Печатать! Будем печатать!
Чему не надо учить первоклассника – так это компьютеру. Дверь в компьютерный класс лишь на щелочку приоткрыл, а они уже все тут и уже печатают. Объяснять ничего не надо.
Три-четыре строчки за урок – это результат.
Надо ли говорить о том, что печатать на компьютере – это хорошо?
Во-первых, дети этого очень хотят. Разве не достаточно?
Во-вторых, Word правит ошибки – делает за учителя рутинную школьную работу.
В-третьих, ребенок видит превращение своих каракулей во взросло-серьезный текст; и в этом что-то есть.
Ну и в-четвертых, учитель, который циркулирует по классу и заглядывает на экраны компьютера, правит тексты вживую, пока слова еще теплые: «Вот это лучше так сказать, тут слова надо местами поменять…»
А как еще научить писать?
– И что? – скажет опытный школьный учитель. – Чему детей-то учите? Переписывают они слова, написанные учителем: без анализа, без понимания, без смысла. А потом еще бездумно по клавиатуре стучат.
– Ну да, без анализа. Ну не объяснили семилетнему, что «мы с мамой» – это местоимение, предлог и существительное, три разных слова, и поэтому их надо писать раздельно… А если ребенок и так, сам по себе, пишет эти слова раздельно? Он видит, как написал их учитель, старательно выводит своей рукой на листочке, набирает на компьютере и – ну наконец-то! – видит результат труда на мониторе. Может, этого достаточно, чтобы понять, что «мы с мамой» – это три разных слова?
Некоторые начинают писать сами, без диктовки учителю, в конце сентября; некоторые – к концу второй четверти.
Не будем торопиться. Пусть ребенок «копирует» фразы, написанные учителем, до конца первой, а может, и второй четверти. Не надо прежде времени говорить ему: «Пиши сам». Если он никогда не видел, как пишется слово «чашка», вряд ли он напишет его правильно.
Копирование – очень полезная и толковая работа. Письмо становится простым и нестрашным делом для ребенка. Он учится писать, как в детстве, до школы, учился говорить: слушая, запоминая, повторяя. Он впитывает родной язык – хотелось бы сказать, с молоком матери, – но нет, ему все-таки уже шесть лет...
И последнее, самое важное: с самого первого школьного дня ребенок понимает, что письмо – это не переписывание пустых и странных фраз из учебника, а способ выражения своей мысли – выражения себя.
А это уже серьезно.