Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Орлова Екатерина

Когда ученик отказывается от взаимодействия с учителем

Разные ситуации – разные стратегии действий педагога

Что делать, если ученик отказывается выполнять ваши требования? Наверняка с этой проблемой сталкивается каждый учитель. Или не каждый?.. А если не каждый, то от чего это зависит? И кстати, как понять: он отказывается выполнять требования или действительно забыл дома тетрадь (проспал, заболел…)?
Попробуем ответить на все эти вопросы. Прежде всего давайте определим, о каком моменте вашего взаимодействия с конкретным ребенком (или классом) идет речь, поскольку игнорирование требований учителя на этапе знакомства с ним (в период взаимного узнавания, привыкания друг к другу, своеобразной притирки) – это одна ситуация, а регулярный отказ и саботаж при уже выстроенных, сложившихся отношениях – совсем другая.

 

Ситуация первая. Протест против правил нового учителя

Вы только недавно начали работать в этом классе (с этим учеником) и вводите свои правила, предъявляете свои требования, что встречает бурную негативную реакцию («А у нас раньше было не так!», «А я привык по-другому!», «Это тупо!», «Я этого не буду делать!» и т.д.). Вы обескуражены, напуганы или разгневаны и не знаете, как поступить. То ли сглаживать ситуацию и снимать встретившие такой протест требования, то ли жестко настаивать на своем, вводить репрессивные меры…
Что же делать?
Прежде всего не паниковать и сохранять устойчивость, так как скорее всего это проверка. Вас проверяют на эту самую устойчивость, на то, в какой степени вами можно управлять и как далеко можно подвинуть ваши границы: что еще вы можете позволить и что будет, когда начнется то, чего вы позволить не можете. По большому счету ради этого момента все и затевается: найти предел вашей уступчивости, проверить, где границы дозволенного, упереться в эти границы и… на этом успокоиться. Потому что любой ребенок (а подросток с его очень неустойчивым и постоянно меняющимся миром – в еще большей степени) нуждается в ясных, последовательно предъявляемых и удерживаемых границах, так как только в этом случае ситуация становится для него предсказуемой и безопасной, снижается тревога от неопределенности, появляется возможность тратить свою энергию на учебную деятельность, а не на поиск способов «совладания» с этой тревогой.
Значит, именно это и стоит определить для себя заранее, причем, по возможности, максимально честно: какие из требований, которые я предъявляю ученикам, для меня принципиально важны и я не откажусь от них ни при каких условиях, какие – скорее желательны, а какие – вообще не очень понятно, чем продиктованы. От последних лучше сразу отказаться: дети всегда чувствуют фальшь и немотивированность «общих» правил и агрессивно на них реагируют.
Про желательные требования постарайтесь понять, в каком случае вы будете на них настаивать, а в каком «спустите на тормозах». И лишь те, которые принципиально важны для вас, заслуживают того, чтобы «не отступать и не сдаваться». Возможно, вам придется так же честно, как и самим себе, объяснить ученикам, почему именно эти правила являются для вас незыблемыми. Ваша честность и готовность предъявлять свои основания для сотрудничества также будут очень полезным для детей уроком. «Незыблемые» требования важно удерживать спокойно, но очень твердо.
Впрочем, если жесткость ваших правил в какой-то ситуации ведет к конфликту – внутреннему или внешнему, – рискните предъявить эти ваши переживания и размышления ученикам, попытайтесь вместе с ними решить, как поступить в данной ситуации: сохранить «важное» правило или пойти на компромисс, нарушив правило, но введя необходимые санкции.
Вообще вопрос о санкциях за нарушение правил крайне важен. Речь идет именно о санкциях, то есть о тех мерах, которые будут реализованы в ответ на определенные действия, а не о наказаниях. Принципиальное отличие здесь в соразмерности действия и реакции на него и в направленности этой реакции на восстановление некоего нормального состояния дел, в компенсации причиненного совершенным действием ущерба (например, прогулял – должен отработать, выкрикивает с места – не спрашиваю и т.п.).

Ситуация вторая. Тихий саботаж

Допустим, вы предъявляете свои требования к ученикам, они вежливо кивают, не высказывают никаких возражений и… не выполняют ничего из того, на чем вы настаивали. А в ответ на ваши недоуменные вопросы или замечания делают удивленное лицо и говорят, что они вас просто не поняли, или случайно забыли, или вот как-то так вышло, но вот в следующий раз... И в следующий раз опять происходит то же самое – а точнее, того, чего вы требовали, не происходит.
Как быть?
Если это происходит на первых порах вашей работы с этими учениками, вероятно, речь снова идет о «проверке», только чуть менее явной и потому более изощренной. Тактика та же: твердо настаивать на том, что для вас важно, последовательно и максимально аргументированно предъявляя свои требования, называя при этом все происходящее своими именами: я вижу, что вы решили проверить, не забыл ли я, какие условия заявлял, не откажусь ли я от них со временем – так вот, нет, не откажусь, потому что… Возможно, этот фокус будет проделан не однажды, сохраняйте терпение, придумывайте и вводите санкции (не драконовские меры!) – соразмерные и адекватные, демонстрируйте спокойствие и уверенность. С подростками в такой ситуации вполне уместным будет ироничное замечание об их изобретательности; с учениками начальной школы иронии лучше избегать, чтобы не запутывать их, но сообщить, что вы догадываетесь о сути происходящего, – сообщить без обиды или агрессии, просто констатируя факт.
Вообще по большому счету это и есть наиболее универсальный (со всеми вытекающими из такой обобщенности ограничениями) алгоритм реагирования на всяческие ученические провокации:
1. Заметить, увидеть, что происходит (что делает ученик, как ведет себя по отношению к вам и вашим требованиям), признать это (то есть не игнорировать наблюдаемые феномены, не обманывать самого себя).
2. Попытаться выстроить собственную гипотезу: почему он ведет себя именно таким образом, какой цели хочет достичь (или чего избежать).
3. Признать его право иметь такую цель (вот это обычно сложнее всего!), равно как и свое право отстаивать собственные интересы и цели (некоторым педагогам, старающимся всегда находиться «на стороне ребенка», это еще тяжелее дается) – и… рискнуть сообщить ученику об этом: я вижу, что ты делаешь, я догадываюсь, почему ты это делаешь, я уважаю твои мотивы (желания, права, интересы…), но и у меня в данной ситуации есть свои мотивы, я готов тебе их еще раз предъявить, и я буду настаивать на них, потому что мне это важно. Хорошо бы при этом объяснить, чем и почему важно, искренне и неформально. И уж совсем высший пилотаж – сообщая о своих догадках про смысл провоцирующих или саботирующих действий ученика, проверить эти догадки: прямо спросить, угадали ли вы, так ли это, но спросить таким образом – спокойно, без «наезда» и обвинений, – чтобы у ребенка был шанс дать честный ответ (при этом все равно понимая, что не каждый в такой ситуации этим шансом рискнет воспользоваться).

Ситуация третья. Систематический отказ ученика выполнять требования учителя

Если ученик отказывается демонстративно, ярко выражая свой протест, – можно порадоваться: ситуация эта куда более простая, а главной поддерживающей мыслью для вас может стать то, что ребенок явно в вас заинтересован, включен в коммуникацию с вами и настроен на нее, привлекая ваше внимание таким парадоксальным, но вполне эффективным способом.
Постарайтесь расшифровать его «послание». О чем он на самом деле хочет сообщить вам своим поведением? Что он особенный и хочет какого-то особенного вашего к нему отношения? Что он нуждается в вашей помощи и поддержке? Или что вы как-то задели его (или регулярно – пусть невольно – задеваете, наступая на какую-то «больную мозоль») и он обижен? А может, он привык быть успешным или очень хочет быть таким, а ваш предмет дается ему тяжело, и тогда его отказ – попытка избежать ситуации неуспеха? Или, наоборот, у него большие способности в этой области, он хочет, чтобы вы их признали и – опять же – придумали ему какое-то особое положение (особые привилегии, задания другого уровня или сложности, какую-то особую роль)?
Версий и вариантов здесь может быть множество, главное – приучить себя думать о действиях и поведении ученика не как о злонамеренных акциях, проявлениях дурного характера и приступах вредности, а как о своеобразных сообщениях, адресованных лично вам; пробовать понимать эти сообщения, расшифровывать их и искать адекватные им ответы. При этом хотелось бы заметить, что на взрослом (в данном случае – учителе) все-таки лежит большая ответственность за конструктивность коммуникации – просто потому что он взрослый, значит, по определению более опытный, более устойчивый. И если ребенок (в силу самых разных причин и обстоятельств) может выбирать очень «кривые» и витиеватые способы выражения своих намерений, то взрослому все-таки лучше сообщать о них ясно, прямым текстом, не включаясь в своеобразную игру «пойми меня» (тогда и дети постепенно будут перенимать такой способ взаимодействия, а он, безусловно, более эффективный).
А как же быть, если никакого явного протеста ученик не демонстрирует, ни с какими требованиями открыто не конфронтирует, но у вас постоянно остается ощущение, что вы не управляете ситуацией, что существует словно какой-то невидимый барьер, сквозь который он вас почти не слышит. Ученик вежливо кивает в ответ на ваши слова, но уже в этот момент вы понимаете, что и на сей раз скорее всего ничего из того, что вы просите (рекомендуете, требуете), сделано не будет. Ситуация непростая и, положа руку на сердце, не всегда разрешимая.
Опять же попробуем начать с поиска причин такого поведения ученика. Он защищается – от чего? Борется с вами за власть – зачем, почему ему это так нужно? Обесценивает вас и ваши действия – с какой целью? И вообще это он сам решил игнорировать ваши задания или его родители затеяли с вами игру «кто более компетентен» (в предмете, в педагогике или в понимании их ребенка, например)?
Надо сказать, что «тихий» отказ ребенка выполнять требования учителя в младшей и средней школе на практике очень часто оказывается проявлением именно родительской позиции, и тогда пытаться выстраивать диалог придется именно с ними, точно так же организовав открытый и максимально прямой разговор об их ожиданиях от школы, вашего предмета и продвижения их ребенка в нем. Это длительная, трудоемкая и не всеми учителями любимая работа, но зачастую без нее невозможно избавить ребенка от тех «ножниц», в которые он попадает, если ценности и требования семьи и школы сильно расходятся, – «ножниц», губительных и для его учебной мотивации, и для его адаптации к школьным условиям и отношениям.
Конечно же, можно сказать себе: «Меня не интересует, почему он так себя ведет; мне важно, чтобы он делал то, что я требую!» С одной стороны, вполне резонно. С другой – да, можно подходить к взаимодействию с учениками в жесткой логике «стимул – реакция», подбирая подходящие стимулы и добиваясь нужного поведения. Но тогда не стоит удивляться и тому, что ваши ученики будут все более изобретательны в способах сопротивления вашим требованиям и в поиске средств манипулирования вами. К тому же, вспоминая название одной любопытной педагогической книжки, «понимать детей – дело интересное».