С чем не справились выпускники на ЕГЭ-2009
Самые распространенные ошибки в ответах на предметные тесты
На пороге февраль, и уже пора считать «до экзаменов осталось…». Текущая работа по подготовке детей к ЕГЭ идет полным ходом, и все время кажется, что можно научить
и больше, и лучше.
Не только ради баллов. Учитель стремится
к совершенству, правда, не всегда ясно видит пути к нему. Больше тренироваться? Обучать хитростям устройства тестов? Расширять знания по предмету или фокусироваться на частных случаях?
Однако помимо наших субъективных представлений о том, «как надо» и «что должно», существуют данные компетентного анализа результатов, которые демонстрируют наши ученики.
Мы предоставляем читателю материалы, составленные предметными федеральными комиссиями по итогам экзамена прошлого года.
Математика
Выпускники, показавшие «хороший» и «отличный» уровни подготовки, в среднем продемонстрировали достижение практически всех проверявшихся требований стандарта. Группа с «удовлетворительной» подготовкой овладела 11 из этих требований, группа с «низкой» подготовкой – только 5–6 требованиями.
Выпускники, показавшие минимальную подготовку, имеют фрагментарные знания, могут применять на базовом уровне (в стандартных ситуациях) лишь некоторые (2–3) из изученных алгоритмов.
Традиционно невысокие результаты получены при решении геометрических задач базового и повышенного уровней сложности. Многие экзаменуемые вообще не приступали к их решению. Таким образом, ситуация, сложившаяся в школе, явно неблагоприятна в отношении изучения геометрии.
Четверть всех участников показали «хороший» и «отличный» уровни подготовки. Они выполняют от 2 до 8 заданий повышенной сложности, что свидетельствует об их способности к решению проблем, требующих применять математику в нестандартной ситуации.
Русский язык
Минимальная граница определяется объемом знаний и умений базового уровня, без которых невозможно продолжение образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Это владение на базовом уровне лексическими, орфографическими и морфологическими нормами; умение создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме; способность к смысловому анализу текста: умение формулировать проблему, поставленную автором прочитанного текста, и определять позицию автора по отношению к данной проблеме. Доля не преодолевших минимальную границу составила 6,5%.
В целом же недостаточно усвоены разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений.
Не сформирован понятийный аппарат, недостаточно развиты навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствует достаточная практика анализа языковых явлений. Все это сказывается на качестве выполнения третьей части работы. Во многих сочинениях выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
Невысока языковая компетенция экзаменуемых. Ошибочные грамматические формы часто воспринимаются как верные и наоборот.
Статистика показывает, что остался низким процент выполнения заданий второй части работы, проверяющих сформированность лингвистической компетенции.
Недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе. Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач.
Необходимо развивать языковой эстетический вкус учащихся, способность оценивать эстетическую ценность высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, а также формировать у учащихся потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая ее к эстетическим речевым нормам.
Актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка остается проблема развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Физика
Не сумели преодолеть минимальную границу ЕГЭ по физике 6,2% от общего числа сдававших. Тестируемые, набравшие минимальный балл, продемонстрировали понимание смысла наиболее важных физических явлений, законов и величин, относящихся к различным разделам школьного курса физики. Данная группа выпускников выполняет задания, требующие воспроизведения основополагающих теоретических сведений, а также применения отдельных формул и законов в простейших типовых учебных ситуациях.
Было выявлено, что основные понятия, формулы и законы освоены на базовом уровне только по четырем из семнадцати тем школьного курса физики – «Динамика», «Законы сохранения в механике», «Корпускулярно-волновой дуализм» и «Физика атомного ядра». Освоение учебного материала на повышенном уровне не зафиксировано ни по одной из тем курса.
Наиболее проблемными оказались вопросы по статике, электростатике, электромагнитной индукции и оптике.
При решении задач высокого уровня сложности третьей части работы выпускники наиболее успешно справлялись с заданиями по молекулярной физике и термодинамике, квантовой физике и теме «Постоянный ток». Наиболее существенные затруднения вызвали задания по динамике, законам сохранения в механике и теме «Магнитное поле».
Требования, предъявляемые к абитуриентам, поступающим на физические и инженерно-технические специальности, наиболее полно отражаются в заданиях с развернутым ответом, представляющих собой расчетные задачи высокого уровня сложности. В 2009 году 46,9% участников ЕГЭ по физике не выполнили ни одного задания с развернутым ответом (не приступили к их выполнению или получили 0 баллов за выполнение третьей части работы). Таким образом, почти половина выпускников, выбравших экзамен по физике и претендующих на поступление в вузы по соответствующим специальностям, показали отсутствие основополагающего для дальнейшего обучения в вузе умения решать задачи по физике. Лишь группы тестируемых с хорошим и отличным уровнями подготовки (25%) продемонстрировали умения выполнять задания повышенного уровня сложности и решать задачи с развернутым ответом, что дает основания говорить о возможности освоения ими вузовских программ курса общей физики.
Очень большие отличия группы тестируемых с «отличным» и «хорошим» уровнями подготовки от групп с более низкими уровнями образовательных достижений наблюдаются при выполнении заданий, требующих применения знаний в нетрадиционных учебных ситуациях и проявления достаточно высокой степени самостоятельности мышления.
Наиболее вероятно, что независимо от учебного плана и заявленного уровня изучения предмета (базовый или профильный) школьники изучают один и тот же объем понятийного аппарата. При этом из-за недостатка времени резко снижается качество усвоения понятийного аппарата, не формируются умения, связанные с применением полученных знаний.
Химия
Ниже минимального количества тестовых баллов набрали 9,5% экзаменуемых. Среди стобалльников – выпускники общеобразовательных учреждений тех регионов, где широко представлены химико-ориентированные отрасли промышленности и науки или сложились устойчивые методические традиции преподавания химии в школе.
Наиболее высокий уровень овладения учебным материалом продемонстрирован при выполнении заданий базового уровня сложности по разделам и темам: «Классификация и номенклатура неорганических веществ», «Современные представления о строении атома», «Электроотрицательность, степень окисления и валентность химических элементов», «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Реакции ионного обмена». Это является свидетельством подготовленности выпускников.
Наибольшую сложность представили задания, проверяющие усвоение знаний о строении и свойствах органических соединений.
По-прежнему сохраняется определенное число элементов содержания, по которым не наблюдается заметного улучшения результатов. Среди них такие, как «скорость химической реакции», «химическое равновесие», «общие научные принципы производства», «качественные реакции неорганических и органических веществ», «характерные химические свойства оксидов и кислородсодержащих органических соединений».
Значительное количество выпускников не овладели важным практическим умением использовать полученные знания для объяснения взаимосвязи между химическими свойствами веществ и закономерностями протекания реакций, в особенности тех, которые лежат в основе технологических процессов получения и переработки веществ.
Остается актуальной необходимость целенаправленной работы по систематизации и обобщению учебного материала, которая должна быть направлена на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, обращая особое внимание на взаимосвязь состава, строения и свойств веществ.
Необходимо добиваться понимания учащимися того, что успешное выполнение любого задания предполагает тщательный анализ его условия и выбор адекватной последовательности действий.
Биология
Среди заданий базового уровня с выбором ответа части 1 (А) наиболее сложными оказались задания, проверяющие знания по клеточному уровню организации жизни. Значительные затруднения вызвали также задания, проверяющие знания по разделам школьного курса биологии «Растения» и «Животные», которые изучаются в основной школе. Это связано с тем, что учебный материал из этих разделов практически не повторяется в старшей школе, однако является обязательным для поступающих в высшие учебные заведения биологического профиля.
Из заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом части 2 (В) наибольшие затруднения, как и в прошлые годы, вызвали задания на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов и явлений.
Участники ЕГЭ по биологии показали хорошие результаты при выполнении заданий с развернутым ответом части 3 (С). К выполнению заданий этой части приступили практически все участники, значительная часть которых (83,1%) получили за выполнение указанных заданий от 1 до 17 баллов.
Отмечается тенденция улучшения результатов выполнения заданий части 3 (С), предусматривающих работу с рисунками и текстом. Группы с отличной и хорошей подготовкой показали высокие результаты при решении задач по генетике и цитологии (выполнение от 52% до 75%). Однако в группе с минимальным уровнем подготовки лишь единицы приступили к выполнению этих заданий.
В то же время выпускники недостаточно хорошо владеют умениями применять теоретические знания для обоснования причин и результатов эволюции, процессов, протекающих на разных уровнях организации жизни. Из всех заданий третьей части такие задания выполняются правильно наименьшим числом участников разного уровня подготовки.
Следует рекомендовать чаще использовать в учебном процессе индивидуальную форму опроса, требующую от учащихся последовательного изложения учебного материала, умений аргументировать выдвинутые положения, приводить примеры.
География
Выпускники, набравшие минимальное количество баллов ЕГЭ, демонстрируют владение базовыми умениями работы с источниками географической информации. Основной недостаток подготовки этой группы выпускников – неспособность применить имеющиеся знания для решения задач даже в незначительно измененных ситуациях.
Достижение большинства требований образовательных стандартов на базовом уровне демонстрируют около половины выпускников. Уровень владения материалом, относящимся к физической географии, ниже, чем уровень владения материалом, относящимся к экономической и социальной географии.
Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом показывает недостаточный уровень сформированности умений объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи, использовать имеющиеся знания для решения задач в измененной или новой ситуации. Следует также отметить, что значительная часть выпускников (20–25%) вообще пропускают или не приступают к выполнению этих заданий.
Обществознание
5,2% участников экзамена не преодолели минимальную границу ЕГЭ. 4,7% экзаменуемых либо не приступили к выполнению третьей части работы, включающей задания с развернутыми ответами, либо получили 0 баллов за ее выполнение.
На повышенном и высоком уровнях усвоены основные вопросы тем: «Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции», «Науки о человеке и обществе», «Экономика как наука и хозяйство», «Многообразие социальных групп».
Не усвоены даже на базовом уровне темы: «Личность, ее социализация и воспитание», «Познание мира», «Денежно-кредитная политика», «Налоговая политика», «Избирательные системы», «Политическая идеология», «Основные черты гражданского общества», «Система права: основные отрасли и институты».
Просматриваются трудности в выполнении заданий на конкретизацию теоретических положений фактами общественной жизни и личного социального опыта, применение контекстных знаний. Недостаточен уровень умений осмысливать социальную информацию с применением обществоведческих знаний, использовать научные знания о человеке и обществе в заданном контексте.
Есть проблемы, связанные с освоением обществоведческих знаний и овладением предметными умениями, мыслительными операциями, способами познавательной деятельности.
История (история России)
Число участников, не набравших минимальный балл, составило 8,8%.
Тестируемые, преодолевшие минимальную границу ЕГЭ по истории, выполнили задания с выбором ответа части 1(А), проверяющие хронологические знания по наиболее общественно важным историческим событиям, а также знание отдельных фактов и понятий.
Наиболее успешно усвоены знания по периоду VIII–XVIII вв., по истории XIX в. – темы, связанные с Отечественной войной 1812 г., и реформами 1861–1870 гг.; по истории ХХ в. – Великая Отечественная война и период перестройки. Высокие показатели по части 2 (В) относятся к темам: «Объединение русских земель», «Преобразования Петра I», «Гражданская война».
Результаты выполнения заданий с развернутым ответом части 3 (С) показали, что лучше других были усвоены темы: «Культура России XVII в.» и «Внутренняя политика Александра II».
К выполнению творческой части работы в 2009 году не приступили более трети экзаменуемых. Средние результаты выполнения заданий на систематизацию знаний, сравнение исторических событий, оценочные суждения находятся в пределах от 6% до 27%.
Литература
Экзамен сдавали 5,1% выпускников. Из них 94% получили балл выше минимального.
Доля получивших 0 баллов за выполнение заданий с развернутым ответом составила 1,9%, а доля не приступивших к выполнению этих заданий составила 1,5%.
Слабо подготовленные участники экзамена при выполнении заданий с кратким ответом путают термины, не умеют определять жанрово-родовую принадлежность произведения, ориентироваться в хронологии творчества писателя и событиях, отраженных в произведении. Не умеют определять место действия в произведении, выявлять сюжетно-композиционные особенности и характерные элементы поэтики автора, допускают ошибки в написании слов-терминов, именовании героев.
При выполнении заданий с развернутыми ответами допускаются ошибки, связанные с недостаточным знанием (а в ряде случаев – незнанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекстов. Выявлено неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий. Есть факты неадекватного прочтения формулировок заданий. Много изъянов в речевом оформлении письменных ответов.
Проблемными для выпускников оказались задания по лирике Державина, поэме Ахматовой «Реквием», а также вопросы, связанные с определением авторской позиции, пафоса, темы, идеи и проблематики произведений.
Иностранные языки
Более высокие результаты показаны в разделах, проверяющих письмо и чтение. Затруднения вызывает выражение на письме личного мнения. Недостаточно владение более-менее сложными лексико-грамматическими конструкциями. Есть затруднения в понимании развернутых текстов. Вызывает затруднение и необходимость проявления компенсаторных умений, проявления языковой догадки.
Желательно варьирование приемов аудирования и чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; расширение возможностей учащихся в ознакомлении с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет; формирование языковых компенсаторных умений.
Информатика и ИКТ
ЕГЭ по информатике сдавали 6,9% выпускников, что еще раз подтверждает профильный характер экзамена. Больше половины участников не показывают устойчивых знаний и умений по темам: «Базы данных» и «Электронные таблицы», «Методы измерения количества информации». Стабильно решают задачи по теме «Работа с массивами» только экзаменуемые с отличным уровнем подготовки. И только 13% из группы выпускников с отличным уровнем подготовки правильно выполняют задание С4 на самостоятельное программирование.
То есть менее одного процента выпускников, пришедших на профильный экзамен, показывают знание технологии программирования, требуемое большинством профильных вузов. Информатика дала самый высокий показатель участников ЕГЭ, не достигших минимального уровня – более 11%.