Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА


Котенок Шустрик и открытая ведомость учета знаний

В конце 80-х я, как многие учителя, увлеклась педагогикой сотрудничества, читала статьи Симона Соловейчика об учителях-новаторах, искала в их опыте решение своих проблем. Тогда наша гимназия была школой-интернатом для детей-сирот и много у нас было запущенных детей, которым, кроме педагогов, помочь некому.
Помню, в начале 90-х в газете «Первое сентября» увидела объявление о семинаре Юрия Макарова в Пермской области для учителей математики. Я тут же собралась и поехала.
На недельном семинаре в сельской школе я увидела педагогику сотрудничества в действии: учитель не вызывает к доске, не ставит оценок, но все дети с увлечением учатся, каждый работает. Это было для меня открытием, лучшего способа вызвать интерес детей к учебе я не знала. И уже в поезде, по пути назад, я писала карточки для урока, который поведу завтра. Для первого своего урока по индивидуализированной технологии: пятый класс, «Пропорции».
Дела у нас и вправду пошли на лад, ведь слабый ученик, сколько его ни тормоши, ничего не может понять, пока не останется один на один с задачкой, пока сам не дойдет. А дойдет – получит заслуженный плюс в открытой ведомости учета знаний.
Тогда, помню, мы в эту ведомость (она висела на видном месте) внесли и котенка Шустрика. Дети подобрали его в походе, просили разрешения приютить и обещали ухаживать за ним – а что делать, ни у одного ребенка родителей нет. Так вот этот Шустрик всегда присутствовал в пятом классе на уроках, занимал одно и то же место, на подоконнике последнего окна. И мы за него тоже плюсики проставляли, то есть дети могли заработанные плюсики котенку отдавать. В конце темы за Шустрика зачет по очереди ходили сдавать. И мои пятиклассники поднялись на глазах.
Сотрудничать с детьми – создавать для них такие условия, в которых они могли бы учиться естественным образом, в своем темпе и своем понимании. С удовольствием. Но и учителю много работы: большая проверка, быстрое реагирование, изготовление новых и новых карточек. Для сильных детей их не напасешься, сколько ни давай. И тут без сотрудничества с коллегами не обойтись. В нашей школе с татарским языком преподавания всех предметов учителей сблизила работа по переводу дидактических материалов на татарский язык. Каждый переводил свое, а потом мы собрали книгу, пособие по геометрии для 5–9 классов. Так мы лучше поняли и методику индивидуализированного обучения, и друг друга. Так заявили о себе как о хорошей школе. И так, без уныния, пережили самые трудные для образования времена.
Сегодня об индивидуализации образования много говорят. Сегодня многие проблемы, тогда неподъемные, решает компьютер. Но без того ключа к сотворчеству, который передала нам 20 лет назад педагогика сотрудничества, загадки хорошего образования все равно не разгадать.

Камария ХАМИДУЛЛИНА, гимназия № 2, Казань