ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Министерство развило инициативу. Президентскую
Андрей Фурсенко представил план мероприятий по реализации национальной инициативы «Наша новая школа»
Дмитрий Медведев провел первое в новом году заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвященное развитию образования, здравоохранения и вопросам демографии.
С докладом на заседании совета выступил министр образования
и науки Андрей Фурсенко.
Стандарты, поддержка талантов
и аттестация по новым правилам
В своем выступлении глава Минобрнауки представил план первоочередных действий по модернизации общего образования.
С 1 сентября 2010 года по мере готовности школ начнется введение стандартов начального общего образования на добровольной основе. А с 1 сентября 2011 г. нововведение станет обязательным.
«В ближайшее время, – сказал Андрей Фурсенко, – будет опубликована примерная образовательная программа, и уже началась разработка учебников под новый стандарт, которые в этом году пройдут экспертизу». Также совместно с регионами будет организовано обучение педагогов.
Разработка новых стандартов для основной и старшей ступеней, сообщил министр, завершится в первой половине 2010 года.
Особое внимание будет уделено поддержке талантливых детей. Наряду с традиционными формами работы, такими как олимпиады, творческие конкурсы, взаимодействие школ с учреждениями дополнительного образования (дворцы творчества, станции юных техников, клубы), появятся новые: при федеральных и национальных исследовательских университетах вскоре откроются очные и дистанционные школы, а также интернаты для одаренных детей.
В рамках направления «Развитие учительского потенциала» планируется переход к новым организационным и финансовым моделям повышения квалификации, благодаря чему учитель сможет осваивать отдельные курсы в короткий срок, например, в каникулярное время.
«Накопление таких модулей в течение учебного года даст педагогу возможность пройти полноценную переподготовку, не отрываясь при этом надолго от учебного процесса», – считает министр.
Что же касается финансовых механизмов, то средства, необходимые для повышения профессионального уровня, будут направляться непосредственно в школу – для того чтобы учитель самостоятельно выбирал время и место обучения. Это могут быть не только специализированные институты, но также вузы и инновационные школы.
В 2009 г. в апробации новых моделей повышения квалификации приняли участие 70 тыс. учителей и более 13 тыс. директоров школ из 31 региона, в нынешнем году планируется охватить до 110 тыс. педагогов и более 15 тыс. директоров школ из 45 субъектов РФ.
Изменится и система аттестации учителей (соответствующий документ пока еще обсуждается и вступит в силу не раньше 2011 г.).
Принципиальным нововведением станет подтверждение соответствия педагога занимаемой должности. Как подчеркнул министр, принятие отрицательного решения «не станет для учителя необратимым», поскольку «работодатель в данном случае будет обязан обеспечить обучение, повышение квалификации такого учителя и повторное прохождение им процедуры аттестации».
«Все, кто может и хочет продолжать работать в школах, будут работать», – заявил Андрей Фурсенко.
Дамоклов меч сокращений
Однако на закрытом брифинге для журналистов, состоявшемся в Минобрнауки накануне заседания в Кремле, министр ясно дал понять, что число учителей в нынешней демографической ситуации является избыточным и непопулярные меры здесь, по всей видимости, неизбежны.
Так, если общий контингент школьников сократился с 20,6 млн человек в 1998 году до 13 млн в 2009 г., то численность учителей за данный период уменьшилась с 1,8 млн человек до 1,36 млн. И сейчас, по словам министра, на одного педагога приходится менее 10 учеников, хотя еще несколько лет назад это соотношение составляло 1 к 12.
Впрочем, есть исключения – например, Дальний Восток и Северный Кавказ. Для обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами этих территорий из федерального бюджета будет выделено 1000 грантов по 500 тыс. рублей – с целью поощрения успешных выпускников вузов, изъявивших желание работать в школе. Как отметил министр, власти этих регионов готовы со своей стороны обеспечить жильем молодых специалистов.
Демографический фактор станет определяющим и в предстоящей реформе педагогического образования.
В настоящее время, по данным Минобрнауки, в России действует 300 вузов и филиалов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям. В их числе как непрофильные – технические и классические университеты, так и собственно педагогические вузы. Последние, по мнению министра, работают неэффективно, поскольку трудоустраиваются в школах лишь от 5 до 40 процентов выпускников этих учебных заведений, в том числе, как уже отмечалось выше, и по причине отсутствия вакансий.
Поэтому значительная часть педагогических вузов будет присоединена к классическим университетам, а на базе ведущих (в каждом федеральном округе и городе федерального значения) планируется создать крупные центры педагогического образования.
Критерии, в соответствии с которыми будут приниматься те или иные решения, в настоящее время разрабатываются.
Продолжится и политика по сокращению числа малокомплектных школ.
В последнее десятилетие это стало одной из ведущих тенденций российского образования.
Так, если в 2000 г. насчитывалось около 60 тыс. учреждений общего образования, то в настоящее время – 53,5 тыс., из них примерно в каждой десятой школе обучаются менее 10 детей.
«Обеспечить хорошее качество образования в таких школах невозможно», – убежден министр, по словам которого, основное внимание в 2010 г. будет уделяться развитию базовых школ и нормативному закреплению их статуса.
По мнению Андрея Фурсенко, оптимизация школьной сети в нынешней демографической ситуации – естественное явление.
«Меня многие критикуют за эту позицию, но я считаю, что школа существует для того, чтобы учить ребят, а не для того, чтобы создавать рабочие места для учителей», – подчеркнул министр.
Недальновидная политика
Между тем политика по реорганизации школьной сети и сокращению учительских кадров без преувеличения является недальновидной и может обернуться тяжелыми последствиями.
Да, трудно не согласиться с министром в том, что сегодня каждый учащийся на вес золота, однако, по его же собственным прогнозам, примерно через 10 лет ситуация улучшится. Ведь на фоне уменьшения контингента выпускников школ постепенно увеличивается численность первоклассников. Так, в 2009 г. этот показатель составил 1,39 млн человек, что на 140 тыс. больше по сравнению с 2007 г.
Как отмечалось на заседании Госсовета, рождаемость в стране продолжает расти, и правительство будет прикладывать все усилия для материального стимулирования семей с детьми.
Не получится ли так, что из-за непродуманных действий властей детей в скором времени будет некому учить и воспитывать?
Введение НСОТ:
от эксперимента к «обязаловке»
По итогам обсуждения национальной инициативы «Наша новая школа» президент Дмитрий Медведев дал ряд поручений, в числе которых: план по совершенствованию проведения ЕГЭ, разработка методических рекомендаций по учету внеучебных достижений в новых образовательных стандартах, повышение качества педагогического образования. Особое внимание было уделено введению новой системы оплаты труда педагогов (НСОТ).
Результаты эксперимента, который в рамках нацпроекта проводился в 31 субъекте РФ, президент охарактеризовал как «неплохие» в одних регионах, как «весьма обнадеживающие» в других и как «сложные» – в третьих.
Несмотря на столь неоднозначную оценку, глава государства настаивает на переходе к «сплошному внедрению новой системы оплаты труда педагогов» в течение ближайших трех лет во всех регионах.
Кстати, рассуждая на эту тему в своем выступлении на заседании совета, А.Фурсенко констатировал, что работа регионов в этой сфере «не может быть признана полностью удовлетворительной».
Так, средняя зарплата в регионах – участниках КПМО в 2009 г. составляет 12,8 тыс. рублей, а в среднем по стране – 11,6 тыс. рублей. Разницу, как говорится, «не почувствовали».
Правда, эти данные в Кремле не прозвучали (они были представлены журналистам на закрытом брифинге), а вместо этого было оптимистично заявлено, что в 2009 г. средняя зарплата учителей в пилотных территориях составила 93% от средней по экономике, в то время как до начала эксперимента, в 2006 г., этот показатель не превышал 68%.
Однако понятно, что положительная динамика отмечалась лишь в некоторых субъектах РФ – Краснодарском и Пермском краях, Калининградской области, в которых наиболее успешно проходила реализация КПМО.
Как заверил министр, с учетом регионального опыта будут обновлены модельные методики расчета НСОТ, проведены обучающие семинары во всех федеральных округах.
Поддержка регионов продолжится с 2011 г. в рамках нового мероприятия «Современная школа»: поощряться будут в первую очередь те субъекты РФ, которые вкладывают средства в строительство школ, обновление материально-технической базы.
В этом направлении предстоит большая работа, поскольку оснащенность школ учебным оборудованием составляет лишь 42% от потребности.
Между тем новые школьные стандарты содержат требования не только к структуре и содержанию образовательных программ, но и к условиям обучения.
Президент поддержал предложения губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко о развитии системы школьного и студенческого питания, о совершенствовании медицинского обслуживания в школах и детских садах. Уже с 2011 года, по словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, в рамках нацпроекта «Здоровье» начнется углубленная диспансеризация 14-летних подростков.
Завершая заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, президент отметил, что национальная инициатива «Наша новая школа», о которой он впервые заявил в 2008 г. в Послании Федеральному собранию, вскоре будет им подписана. На ее реализацию в 2010 году в федеральном бюджете запланировано более 15 млрд рублей (это средства различных федеральных целевых программ).
Также глава государства поручил правительству представлять ежегодный сводный доклад о результатах реализации инициативы «Наша новая школа».