Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2010
Третья тетрадь
Детный мир

2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА


Несовершенные, мы все хотим вырастить совершенных детей, а это невозможно.

Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»

Когда мне читают мораль, воспитывают меня или призывают к самовоспитанию, то есть затрагивают личность – как будто открытого нерва касаются. Всем нам приходится воспитывать друг друга, потому что мы не умеем воспитывать маленьких детей. Несовершенные, мы все хотим вырастить совершенных детей, а это невозможно.
Мы спрашиваем: «Что делать, если ребенок...» – что делать, если ребенок непослушен, упрям, капризен, медлителен, неряшлив, грубит, плохо учится, ленится, грызет ногти, поздно приходит домой, вообще не выходит из дому, не читает, только и делает что сидит над книгой, курит, ворует, обманывает, связался с дурной компанией, не имеет товарищей, жаден, скрытен, скуп, застенчив, необщителен, труслив, несамостоятелен, безвольный, нечуткий, невнимательный, злой? Но ответов на уровне «что делать» нет. Они живут, эти ответы, в другой сфере, в этической.
Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы незаметно для себя стараемся подвести реального нашего ребенка под этот идеальный образ. Что бы ни сделал, что бы ни сказал малыш, мы автоматически сличаем его поступок и слово с образом Ребенка в голове, и если сходится – то мы хвалим сына, если расходится – осуждаем. Мы воспитываем детей вовсе не по своему образу и подобию, своего образа почти никто не знает, а по какому-то сочиненному нами образу.
И первое разочарование нас ожидает, когда оказывается, что, несмотря на все наши старания и усилия, живой мальчик никак не хочет отвечать образу Идеального Ребенка, нисколько на него не похож. Но настоящее уныние охватывает родителей, когда дети, которые росли вроде бы правильно, вырастают и оказываются негодными людьми, от которых никакой радости ни родителям, ни окружающим их, никому.
Значит, нам нужно заняться тем Идеальным Мальчиком, той Идеальной Девочкой, которые живут в наших головах. Если уж перевоспитывать кого-нибудь, то сначала их, а не реальных наших детей. Нужно создать такой образ Ребенка, чтобы из него непротиворечиво вырастал образ Человека и сам человек. Сначала кажется, будто образов много; но расспросите любых десять человек – и все скажут примерно одно и то же, причем в одних и тех же словах. Образ Ребенка у каждого свой, а образ Человека у всех примерно одинаковый.
И когда мы с предельной ясностью поймем, чего же мы хотим, чего мы сами хотим, вы хотите, читатель, – наш внутренний механизм начнет подстраиваться на цель, сам собою начнет меняться руководящий нами образ Ребенка, и нам будет легче с детьми.