Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Ученые подсчитали, что только на одном уроке учитель высказывает в среднем 40–50 оценочных суждений. А ведь есть еще не выраженные в слове оценки (взгляды, жесты), которых дается значительно больше. В совокупности эти, казалось бы, незначительные «микроакции» оказывают мощное влияние не только на поведение, но и на развитие ребенка. Если оценки (положительные или отрицательные) на протяжении значительного периода времени повторяются, то, естественно, повторяются с теми или иными вариантами и вызываемые ими чувства. В итоге те или иные переживания могут стать доминирующими и оказать определяющее воздействие на самооценку школьника, его взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учебе и другие важные вещи.
К сожалению, учителя нередко недооценивают сложность душевной организации школьников. О последствиях, к которым ведет такая недооценка, педагогов предупреждает заведующая кафедрой адаптивного образования Педагогической академии последипломного образования Министерства образования и науки Галина Кумарина в статье «Педагогическая оценка в начальной школе: роль и основные функции» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2010 год). В частности, как пишет автор, важно понимать, что мир чувств у детей, особенно у детей с неустойчивой эмоционально-психической сферой, значительно преобладает над разумом. Дети, которых учитель все время осуждает и порицает, стремятся избегать контактов со своим наставником, стараются привлекать к себе как можно меньше внимания, предпочитают пассивные формы работы. Недальновидная тактика учителя оборачивается не только частичным или полным выключением ребенка из учебы, но и серьезной деформацией его характера, появлением таких черт, как робость, скрытность, пассивность.

Какие проблемы чаще всего осложняют межличностные отношения учеников? Такой вопрос был поставлен в исследовании, которое провела кандидат педагогических наук Н.Шкуричева среди школьников 1–4 классов. Оказалось, что самая большая группа детей (22% респондентов) связывают трудности межличностных отношений с агрессивным поведением одноклассников. Немногим меньше школьников (16,6% опрошенных) выделяют неуспешность в учебе как причину негативного отношения к сверстнику.
Особого внимания заслуживает позиция школьников в их взаимоотношениях с учителями. На вопрос: «Хотел бы ты, чтобы в следующем году в классе был другой учитель? Почему?» – 83,3% учеников ответили отрицательно. При этом из них лишь 61,1% респондентов указали на положительное отношение к педагогу, а остальные ответили «не знаю», «привык к учителю». Как пишет Н.Шкуричева в статье «Изучение причин трудностей в межличностных отношениях школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 12 за 2009 год), анализ результатов исследования показал, что можно говорить о скрытых отрицательных аспектах взаимоотношений учеников и учителей: часто ребенок старается не допускать в «план» сознания свое восприятие педагога как агрессивного человека, существуют страх взаимодействия с учителем, нехватка положительного эмоционального отношения.

Главная задача предпрофильной подготовки – самоопределение в области профессионального обучения. Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, педагоги Судской школы № 1 (Череповецкий район, Вологодская область) разработали специальный проект «Маршрут выходного дня». Этот проект был задуман как возможность 12–15-летним детям вместе со своими родителями активно провести выходной день. А для непосредственных создателей проекта – девятиклассников Судской школы – это возможность поближе соприкоснуться со спецификой одной из сфер профессиональной деятельности. Над проектом работали несколько школьных команд, каждая из которых занималась своей «профессиональной сферой»: «человек – человек», «человек – художественный образ», «человек – природа», «человек – знак». Например, ребята, чьи профильные интересы лежали в сфере «человек – природа», расширяли свои знания о флоре Череповецкого района, изучали основы медицинских знаний и спортивного ориентирования. Более подробно о том, что из всего этого получилось, можно прочитать в статье А.Покровской «Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 10 за 2009 год).