О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
И.В.Павлов
Хочу учиться!
СПб.: Речь, 2008
Автор, белорусский психолог-консультант, обращается прежде всего к родителям, чьи дети вскорости должны пойти в школу. Подготовка к этому чрезвычайно значительному событию в жизни ребенка и всей семьи в последние годы стала поводом для невероятного количества волнений и тревог. К школе готовятся как к космической экспедиции.
Между тем психологическая готовность к школе означает, что в первый класс должен прийти не напичканный знаниями школьник, а наигравшийся, любознательный, общительный дошкольник. Одним словом, человек, полноценно, с толком и удовольствием проживший свои первые шесть лет. Это и объясняет автор родителям. Ребенка совсем не нужно тренировать в «обстановке, приближенной к боевой» высиживать за письменным столом и по требованию взрослого отвечать на никому не интересные вопросы. Зато вполне можно в обычной семейной жизни находить время для развития любознательности, воспитывать вкус к свободному и содержательному диалогу, экспериментированию, предоставлять опыт выбора.
Школа, как известно, еще и довольно жестко организованное пространство. Значит, будущему первокласснику придется соответствовать многочисленным непривычным требованиям. К этому тоже можно подготовить ребенка. Например, в главе об интеллектуальной подготовке автор рассказывает о том, как ребенок вместе со взрослым может научиться ставить цель, запоминать ее, оценивать результат своей работы, быть внимательным. И все это на примере такого увлекательного и вполне детского занятия, как лепка. Впрочем, нельзя сказать, что родителям оставлена роль послушных исполнителей. Для них тоже предусмотрены задания: «Придумать несколько развивающих ситуаций для ребенка или вместе с ним». А для тех, кто прочитает книжку до конца, припасено совсем уж неожиданное задание: они могут, прочитав воспоминания Жана-Поля Сартра о том, как он научился читать, поразмышлять о составляющих этого чудесного процесса.
Стивен Брайерс, Саша Бэвейсток
Подросшие ангелы
СПб.: Питер, 2009
Почти все родители переживали период, когда их чудесный доброжелательный, воспитанный малыш вдруг превращался в раздражительное, нервное существо, которое ввязывается в постоянные споры и делает все наперекор. Это означает, что дитя стало подростком. Это означает, что взрослых ожидают тяжелые испытания, но их можно пережить и даже остаться в хороших отношениях с сыном или дочерью.
Авторы, делавшие в свое время серию передач на Би-би-си, предлагают растерянным и отчаявшимся родителям разговор о самых типичных и болезненных проблемах, характерных для семей, где живет подросток. Книга родилась из довольно безжалостного эксперимента. Героями телепередач стали семьи, давшие согласие на непрерывную двухнедельную съемку своей жизни. Разумеется, это не означает, что все записанное шло в эфир, но зато просматривалось психологами и, главное, участниками. Авторы утверждают, что результат был ошеломляющим, и в это легко поверить. Помимо шокирующих открытий – сын узнал, что мать ежедневно обыскивает его портфель, семейная пара видит, как их сын пьет на спортивной площадке – даже взгляд со стороны на себя самого бывал сильным впечатлением. К счастью, далеко не у всех из нас есть такая возможность, и уж совсем отчаянные смельчаки согласились бы ее использовать. Но представить, что каждый напряженный разговор, ссора, конфликт записываются на воображаемую камеру – отличный прием для анализа своего поведения и причин происходящего. Более доступный, но не менее эффективный способ – вести дневник, описывая события и размышляя об их истоках и последствиях. Именно так рассматриваются все трудные ситуации в книжке. И сопровождаются практическими советами психологов.