ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Образовательное законодательство: что в думском портфеле?
На 2010 год намечено обсуждение интегрированного закона об образовании
11 января 2010 г. в Госдуме началась весенняя сессия, которая продлится до лета. Что нового привнесет нынешний
Год учителя в деятельность парламентариев?
В осеннюю сессию Комитет Госдумы по образованию рассмотрел более пятидесяти законопроектов. В плане работы на весеннюю сессию – уже более двадцати.
Cемь законопроектов планируется обсудить в январе. Все они разработаны в Минобрнауки и Рособрнадзоре и переводят на язык нормативно-правовых актов предложения комиссии при президенте по совершенствованию проведения ЕГЭ. Особо следует отметить три законопроекта на эту тему: один закрепляет статус общественных наблюдателей в пунктах проведения экзаменов; второй ограничивает перечень категорий лиц, имеющих право на прием в государственные и муниципальные вузы вне конкурса; третий устанавливает обязательный прием по результатам ЕГЭ во все вузы и техникумы, имеющие лицензию (до сих пор данная норма распространялась только на образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию).
Таким образом, новые законопроекты знаменуют собой важные тенденции: это стремление государства усилить общественный контроль в организации и проведении ЕГЭ, сделать данную форму вступительных испытаний обязательной для всех учреждений профессионального образования и несколько упорядочить количество так называемых «льготников», имеющих право на внеконкурсное поступление в вуз при условии успешной сдачи вступительных испытаний.
Как мы помним, этот вопрос вызвал много споров в ходе проведения ЕГЭ в 2009 г., а руководители Рособрнадзора давно обещали сократить число категорий граждан, имеющих льготы на поступление в вузы.
В марте Госдума рассмотрит законопроект, разрешающий сдавать итоговый экзамен по родному языку и литературе в дополнение к обязательному ЕГЭ по русскому языку. Кроме того, субъекты РФ получат возможность участвовать в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований для того, чтобы максимально были учтены региональные, национальные и этнокультурные особенности народов России.
Также в первый весенний месяц Госдума обсудит законопроект о новом типе учреждений среднего профессионального образования для детей с выдающимися способностями в области музыки, хореографии и изобразительного искусства. В такие образовательные учреждения, как, например, знаменитая Гнесинка, Московская государственная академия хореографии, Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой, Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского и другие, дети будут поступать на основе индивидуального отбора с учетом их способностей, по творческому конкурсу и учиться не только по программам основного общего образования и среднего (полного) образования, но и получать знания в области музыкального, изобразительного, хореографического искусства.
В период весенней сессии планируется внести поправки в Закон «Об образовании», закрепляющие право учителей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку не реже чем один раз в пять лет.
«К сожалению, несмотря на то, что подзаконными нормативными правовыми актами установлены сроки повышения квалификации педагогических работников, не все школы обращают внимание на своевременную переподготовку учителей», – отметил председатель Комитета по образованию, член фракции «Единая Россия» Григорий Балыхин, комментируя необходимость данного нововведения.
На 2010 год намечено обсуждение интегрированного закона об образовании, а принять его планируется в 2011 г.
В настоящее время определена его примерная структура и подготовлена основная глава «Система образования».
В ней появились принципиальные изменения. В частности введены новые понятия, не имеющие аналогов в нынешней редакции Закона «Об образовании» – такие как «экспериментально-инновационная деятельность» и «кредитно-модульная система». Также авторы нового закона вводят термин «образовательная организация» вместо нынешнего «образовательного учреждения».
Большие перемены ожидаются и в системе профессионального образования.
Например, статус университета будет присваиваться не за количество направлений подготовки, как это происходит сегодня, а за осуществление научно-исследовательской деятельности, что определит новые требования к аккредитации вузов.
Расширится и видовое разнообразие школ с учетом происходящих перемен: например, планируется нормативно закрепить статус базовой школы, модель которой была отработана в ходе КПМО.
Спонсор публикации статьи: компания "Компьютерные курсы Сампад" предлагает записаться на обучение владению компьютером в Новосибирске. Воспользовавшись предложением компании, и записавшись на компьютерные курсы в Новосибирске, Вы получите услуги квалифицированных педагогов, которые позволят пройти обучение по таким направлениям, как создание сайтов, курсы Excel и Adobe Photoshop, программирование С++, владение домашним и офисным ПК. Подробнее ознакомиться с предложением, можно на сайте компании, который располагается по адресу http://pc-nsk.ru/