Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ОБРАЗЫ ВОЛШЕБСТВА


Морозова Наталья

Между зимними оконными рамами

Домашние поверья живут на границе дома и улицы

Театр в междурамье

Сначала я отправилась собирать материал про украшение междурамья в подмосковные города, потом у меня появились и материалы из Таганрога и Архангельской области. Я убедилась, что это явление действительно существует.
Со стороны улицы подоконник – это своего рода витрина, ну а со стороны дома – удобная плоскость, чтобы туда просто что-нибудь положить. Меня подоконник-полка не интересовал, поэтому я фотографировала только те вещи, по которым было видно, что они как-то особенно расположены, отделены от комнаты и лежат на своем месте постоянно, хозяин ими не пользуется. Их легко было узнать, потому что обращены они «лицом» к улице.
Мной сфотографированы самые разные предметы в «витринах» обыкновенных жилых домов: вазы, статуэтки, самовары и чайники, рюмки и стаканы, лампы, кальяны, свечи в подсвечниках, картинки и открытки, детские игрушки и разный природный материал: шишки, ветки, сухие цветы и коряжки. Очень много елочных игрушек.
Зачем это? По словам опрошенной мной бабушки, «для чувства дома, чтобы украсить его, сделать привлекательным со всех сторон».
Но также я узнала, что ватные валики и стаканчики с солью или древесным углем выставляются не просто так, а против запотевания стекол, вследствие чего рамы отсыревают, а потом высыхают – их приходится чаще менять. Вот что важно: вата, соль, уголь сами по себе некрасивы, а место видное. Так в композиции между рамами возникает естественная потребность. «Мы туда и раньше самое хорошее выкладывали», – вспоминает подмосковная старушка.
На сухой зеленый мох кладут что-нибудь красное, это будут веточка калины, или полевые цветы, или лоскуточек ткани. А к стаканчикам соли, которые стоят на вате, можно добавить разноцветного серпантина. Да и просто изящный бокал, стоящий ровно посередине окна, хорош. Белая вата ассоциируется со снегом, с зимой. Поэтому на ней появляются различные елочные игрушки или она просто посыпается блестками, украшается ягодами физалиса. Такие «витрины» похожи на картину. Есть и фон (занавеска из тюля), и рама (оконный переплет).

Совладание с мирами

В Архангельской области и сейчас между рамами кладут камушки «для защиты от грозы». Выстругивают и фигурки домовых.
В Подмосковье часто между рамами красиво укладывают что-нибудь из мира природы – как удалось понять из разговоров и книг, «чтобы упорядочить хаос на границе жилого и нежилого миров». Шишка, например, лежащая там, очень важный знак. Шишка – это целая семья семян, но и плод ели, вечнозеленого дерева. Шишка говорит о времени вечном и о неизбежности перехода в него.
Кстати, в междурамье недаром находится много старых вещей. Керосиновая лампа, которой уже никто не будет пользоваться. Часы, которые не ходят. Куклы и игрушки, которых сейчас нигде не найдешь. Стоят как символы прошлого. И получается, ушедшее время попадает на окно и таким образом материализуется.
То же можно сказать о выставленных коробках из-под конфет – такие уже точно давно не выпускают! История праздников, прошедших десятилетия назад.
Как не заметить: цветы за рамами чаще всего искусственные, а живые – засушенные. Вечные, как на кладбище. Оказывается, связь «мотива окна» со смертью для ученых не новость. А еще довольно часто на окно помещают фигурки месяца, звезд и солнца. Тоже знаки из мира времени, весть космосу о верности человека установленному порядку жизни.
А вот откуда на окнах русских домов столько кальянов? Предмет из обихода людей Востока – это что, просто дань всему чужому и таинственному? Или для красоты выставлено? Не могу сказать.
Но я узнала, что люди, которые ставят какие-то предметы между рам, часто делают это неосознанно. Или не хотят делиться пониманием.
Одно у людей мне удалось выяснить: если человек чувствует, что дом, в котором он живет, – это его дом, он старается наполнить красотой и смыслом каждый его уголок. И тогда в нем оживает что-то древнее и таинственное. Тогда приходит Лад.