Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Учеников старших классов редко отличает зрелый, ответственный подход к своему будущему. Помочь им «по-взрослому» осознать ситуацию, совершить цепочку выборов, определить индивидуальные жизненные стратегии  – одна из актуальных задач классного руководителя. Способам решения этих задач посвящена статья Бориса Куприянова «Экономические и другие заботы классного руководителя десятиклассников» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 9 за 2009 год).
Например, среди актуальных задач этого периода – выбор вуза и успешная сдача ЕГЭ. В решении этой проблемы важно не упустить время. Поэтому в начале учебного года желательно провести родительское собрание, на котором стоит обсудить, в частности, следующие вопросы: как составить семейный план подготовки к сдаче ЕГЭ и последующих действий? Ясно ли, какой набор предметов в вузе будет приоритетным? Какие предметы могут быть запасными? Какие ресурсы (финансовые, образовательные и проч.) есть в семье, есть ли необходимость репетировать те или иные предметы?
Серьезную работу следует также провести с педагогами-предметниками и с уче­никами. Можно организовать коллектив­но-творческое дело «Исследуем возможности». Идея простая: каждая группа готовит и представляет те или иные вузы своего и соседних городов с рекомендациями, кому и куда можно поступить. Затем создаем рейтинг ближайших вузов.
Насколько высоко руководители школ и дошкольных образовательных учреждений оценивают свою конкурентоспособность по сравнению с другими подобными учреждениями региона? Такой вопрос был поставлен в ходе исследования, проведенного специалистами городской научно-исследовательской лаборатории по апробации актуальных проблем развития образовательного комплекса города Ставрополя. Как выяснилось, большинство директоров считают, что их школа обладает «средними» конкурентными преимуществами. При этом, как пишут В.Гуров и С.Степанов в статье «Формирование конкурентоспособности образовательного учреждения» («СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», № 11 за 2009 год), наиболее высоко руководителями оцениваются такие конкурентные преимущества, как сформировавшаяся в социуме внешняя привлекательность (имидж) школы, «ассортимент» образовательных услуг и личные достижения, публичная известность самих руководителей и педагогов (среднее значение – 2,4 балла по трехбалльной шкале). Ниже всего оценены уровень материально-технического оснащения образовательного процесса (2,0 балла) и перспективные связи с другими учебными заведениями по вертикали ДОУ–школа–колледж–вуз (2,1 балла).
Показательно, что 40% руководителей ОУ не ощущают барьеров перехода своих учреждений на более высокий уровень (среди ДОУ таких даже больше – 60%), еще 40%, наоборот, отмечают, что этому мешают внешние и внутренние препятствия. А 20% (все – школы) признаются, что для развития есть только внутренние препятствия, то есть «сами не идем к этому уровню». По наблюдению автора статьи, доцента Сергея Степанова, «застой» в жизни школ чаще всего обусловлен неэффективностью управления как внешнего, так и внутреннего, а также отсутствием инновационного мышления у школьной администрации и педагогов.

Многие школьники испытывают трудности в установлении отношений с учителем и сверстниками. Зачастую подобные проблемы связаны с нарушениями в развитии, которые, как отмечает педагог-психолог Ю.Вьюнкова в статье «Воспитательная эффективность общения» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 6 за 2009 год), педагог может скорректировать, в том числе придерживаясь адекватного стиля общения с детьми. Автор описывает основные принципы педагогически эффективного общения и предлагает читателям оценить собственную эффективность, «приложив» к себе утверждения специально разработанной анкеты. Вот некоторые из этих утверждений: «Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы не мешать детям думать, принимать решение… Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Даю «поле свободы»… Свое общение с детьми начинаю с вопросов: «Что вы скажете?», «Что вы думаете?». Я считаюсь с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если дети испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если это не предусмотрено планом урока…»