О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Клаус Фопель
Игры для детских вечеринок
М.: Генезис, 2008
Педагоги и родители, в чьи руки хотя бы однажды попала книга этого автора – немецкого психолога и психотерапевта, – непременно становятся его постоянными читателями. Игры, собранные в этой книжке, снова не обманут их ожиданий.
Детский праздник – серьезное испытание для родителей и воспитателей. Сначала дети смущаются, особенно если плохо знают друг друга, потом оказывается, что силы игроков не равны и кто-то постоянно чувствует себя лишним, иногда веселье заходит слишком далеко, и ребята никак не могут успокоиться. Все эти сложные моменты, похоже, хорошо знакомы автору. И чтобы облегчить участь взрослых организаторов праздника, он разделил книжку на главы: «Начинаем», «Знакомимся ближе», «Активные игры», «Выпускаем пар», «Успокаивающие игры» – одним словом, предусмотрены практически все ситуации праздника, на который собралась большая компания детей.
Как всегда, автор предлагает не только занимать и развлекать ребят, но и развивать у игроков полезные навыки и качества. Недаром в описании игр мы то и дело читаем: «позволит участникам продемонстрировать свои способности к перевоплощению», «тренируется способность подстраиваться под работу всей команды», «дает пищу детской фантазии и развивает сообразительность», «развивает скорость мысли и способность к импровизации». При этом все без исключения игры просты, но удивительно оригинальны и заманчивы. Поразительно, как интересно можно модифицировать традиционные салочки, прятки или жмурки. Кроме вариаций известных игр автор предлагает и совсем новые, для которых требуется минимальное количество оборудования: носовой платок, фасолина, газета, воздушный шарик.
Для того чтобы максимально использовать возможности предлагаемых игр, автор тактично напоминает читателям о правилах поведения взрослого, входящего в детскую игру.
А.В.Карпов
Мудрые зайцы,
или Как разговаривать
с детьми и сочинять для них сказки
СПб.: Речь, 2008
Рассказывать детям сказки – что может быть естественнее и легче. Так считает автор, ссылаясь на свой двадцатилетний опыт общения с детьми и подростками. И готов поделиться им с теми, кто пока лишь осваивает это искусство. Собственно говоря, сказки – не самоцель, а способ сократить дистанцию между взрослым и ребенком. Не снизойти до детского уровня, а сделаться равноправными собеседниками. Тогда в процессе общения взрослый не только помогает развиваться маленькому соавтору, но и сам учится у него – свежести восприятия, умению удивляться. Пространство языка с его ассоциациями, метафорами, парадоксами, ритмом, игрой смыслов дает неограниченные возможности для взаимно полезного и интересного общения. При этом далеко не каждый взрослый, даже хорошо образованный и блестяще владеющий языком, сможет разговаривать с детьми так, чтобы тем было интересно. Этому нужно специально учиться, утверждает автор. И рассказывает, как учился сам. Ведь интересные истории развивают ребенка неизмеримо больше, чем дидактические беседы и умные слова.
А еще нужно уметь слушать ребенка. Любого возраста, и трехлетнего, и подростка: «В подростковом туристическом лагере я в основном слушал. Ребята ходили вокруг, рубили дрова, варили еду, решали самые разнообразные вопросы, ссорились, шутили, трепались, пели песни… А я слушал. Интересно».
Тогда получится взаимопонимание. И начнут сочиняться сказки. Разные – для разных людей и в разных ситуациях. «Какая тут цель? Цель заключается в том, чтобы в форме сказки передать человеку нечто, что просто так словами обычными в разговоре или в письме не скажешь».