Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ


Литвинова Елена

Чтобы требования к ученику совпадали с его требованиями к самому себе

Не контролировать, не принуждать, а создавать среду, воспитывающую ответственность

Иметь свое мнение и отношение к тому, что происходит вокруг, возможность влиять на ситуацию – естественная потребность свободного и ответственного человека. Только вот откуда такой человек возьмется?
Об этом размышляет учитель частной школы.

Когда дисциплина не самоцель

Для многих родителей, которые приводят своих детей в частную школу, несомненным плюсом является более свободная и комфортная для ребенка атмосфера – отсутствие жесткой дисциплины.
Да, здесь можно на уроке задать вопрос или рассказать то, что пришло в голову по ассоциации с изучаемым материалом. Почему нет? Запланированный учителем ход урока, возможно, будет нарушен, зато появится повод разобраться в теме еще каким-то образом. Допустим, ребенок не любит решать задачи и говорит об этом учителю. Учитель не отмахивается, он думает, как помочь преодолеть эту неприязнь.
Но чтобы так было, позиция взрослых, родителей и учителей, должна быть четко определена. Они готовы, способны терпеливо и уважительно относиться к ребенку и его учебной деятельности, искать вместе с ним причины сложностей и находить пути их устранения. Замечать успехи, поддерживать сильные стороны и таланты, работать на их развитие.
Но такая позиция дается нелегко. Гораздо проще и быстрее подчинить ребенка своим требованиям, чем дожидаться, когда он сам наладит свою учебную работу. Трудно смириться с тем, что в тетради беспорядок, задание не записано и не выполнено, а расписания в дневнике нет и в помине. Как тут удержаться от доброго совета-требования? Да и привыкшие к принуждению дети могут сами провоцировать нас на оказание давления. Им тоже, может быть, так проще. Проще-то проще, но – зачем?
Что движет ребенком?
И вот ребенок попадает в ситуацию пониженного контроля. Ему была предоставлена возможность записать, а порой и самому выбрать домашнее задание, он мог написать в тетради тему урока, но никто не произнес заветной фразы, что это надо сделать быстро, немедленно и обязательно. И у него – ничего! Ему это не нужно!
Нормально и естественно, если ребенок выбирает в качества мотива нежелание огорчать маму или сердить учителя. Возможно, он хочет хорошо учиться из честолюбивого стремления делать все идеально. Но желательно, чтобы выработался главный мотив: мне интересно учиться, узнавать новое, пробовать свои силы, воплощать в жизнь свои проекты.
Ради того, чтобы такой мотив появился, причем стал осознанным, а не навязанным, мы и создаем такую среду, в которой дети являются не только объектами обучения, а хотя бы отчасти и его заказчиками.

Ответственность – это информированность и выбор

Самое главное – программный минимум должен быть открыт для всех, чтобы ребенок имел возможность планировать свою учебную деятельность. Чтобы мог выбирать и уровень сложности материала, и форму его освоения: это с учителем, это самостоятельно, а это в парной или групповой работе.
Тогда расписание – в помощь, а не в обязанность. Тема урока и ее запись в тетради – для понимания того, в каком месте его учебного плана тема, которую предлагает изучить учитель. Тогда домашнее задание выполняется, потому что оно выбрано самим учеником или специально для него подобрано. И тогда он сам подходит к учителю с просьбой проверить работу или поговорить о решении.