ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА: ИТОГИ ГОДА
Академия образования отчиталась о работе
В ближайшее время ученым предстоит обсудить стратегию развития РАО
В декабре состоялось общее собрание РАО, на котором обсуждались итоги работы академии в 2009 году и планы
на 2010 год. Главным результатом была названа разработка стандарта, главной целью на будущее – анализ подготовки школьников по всем предметам согласно поручению президента.
Исследования и программы
В нынешнем году впервые программа фундаментальных исследований РАО утверждалась правительством страны. Исследования осуществлялись на базе 445 экспериментальных площадок РАО. Цели – апробация новой структуры и содержания общего образования, учебников нового поколения, образовательных технологий, стандартов общего и профессионального образования.
Институты и члены академии принимали активное участие в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 –2010 годы, в федеральной целевой программе «Дети России» на 2007–2010 годы, в аналитической ведомственной целевой программе Минобрнауки «Развитие научного потенциала высшей школы (2006–2008 годы)». Начато выполнение заданий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг.
В то же время участники заседания отмечали, что в научных проектах РАО нет координационных планов комплексных межведомственных исследований. Также необходимо наладить более тесное взаимодействие РАО с Минобрнауки.
И все-таки, несмотря на самокритику, ученые считают, что в уходящем году они выполнили главную поставленную перед ними задачу – завершили работу над стандартом начального общего образования.
Стандартная история
РАО и прежде – в 90-е и в начале 2000-х годов – была разработчиком по крайней мере двух версий школьных стандартов. Однако нынешний вариант по своему масштабу, широте предмета исследований, вовлеченности различных институтов академии, пожалуй, не имеет аналогов.
Причина в том, что стандарты, как пояснил Александр Кузнецов, «стали охватывать практически все стороны школьного образования, профессиональной деятельности учителей, уклада школьной жизни, поэтому к их разработке пришлось привлекать помимо методистов-предметников – дидактов, психологов, физиологов, социологов, специалистов по экономике, образовательному праву и т.д.».
По признанию ученого, самой сложной стала проблема обоснования требований к условиям реализации образовательного процесса, которые включают финансирование, материально-техническую базу, уровень подготовки педагогических кадров и другие вопросы. Такая работа в РАО никогда не проводилась, поэтому пришлось привлекать специалистов из других организаций.
«Однако конкретные результаты можно оценить как весьма скромные», – констатировал А.Кузнецов.
В следующем году ученые продолжат подготовку стандартов для других ступеней общего образования – основной и старшей школы. Требуется завершить и разработку стандартов профессионального педагогического образования.
Оценим качество?
Второй важнейшей задачей, которую предстоит решить академии в 2010 году, станет оценка качества образования.
Президент Дмитрий Медведев поручил академии провести анализ подготовки школьников по всем учебным предметам и на основе полученных данных разработать новые программы повышения квалификации и переподготовки учителей. Завершить эту работу требуется к 1 октября 2010 г.
В свою очередь ученые выступили со встречной инициативой: по их мнению, необходимо создать национальную систему диагностики образовательных результатов школьников, которые бы помимо учебных достижений включали также социальные и личностные компетенции учащихся. Между тем в последнее время деятельность учителей, школ, муниципальных и региональных образовательных систем и даже губернаторов оценивается по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классах и ЕГЭ.
По мнению вице-президента РАО Виктора Болотова, средний балл за ЕГЭ в том или ином регионе ни о чем не говорит. И выстраивать на основе этих данных рейтинги в корне неправильно. В.Болотов считает, что оценивать эффективность деятельности школ и региональных образовательных систем нужно не только по учебным достижениям, но также по таким критериям, как уровень социализации, воспитанности и здоровья учащихся.
В ближайший год, по мнению ученого, предстоит совершенствовать КИМы ЕГЭ: вводятся два уровня оценки достижений выпускников. Первый уровень заданий должен быть направлен на проверку знаний в объеме школьной программы, второй – на определение способности обучаться в вузе по специальности, соответствующей профилю данного предмета. По русскому языку задания первого уровня проверят основные коммуникативные компетенции в рамках владения русским языком как государственным, что очень важно для учащихся национальных школ.
Дела земные и духовные
Среди приоритетных направлений деятельности РАО в 2010 г. – научная и методическая помощь школам и органам управления образованием 19 пилотных территорий, в которых с апреля следующего года начнется эксперимент по введению нового учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Академия активно сотрудничает с Православной Церковью. Знаковым можно считать тот факт, что 9 декабря почетным членом РАО был избран Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Помимо собственно образовательных проблем Академия уделяет большое внимание социализации учащихся и намерена продолжить разработку Национальной программы воспитания. По свидетельству Н.Никандрова, проект этого документа был подготовлен РАО еще в начале 2000-х годов, работа не прекращалась, и теперь ее нужно завершить с учетом современных реалий. Эта идея получила поддержку в Администрации Президента.
Наконец, в условиях относительной стабильности ученым предстоит обсудить стратегию развития РАО на ближайший период с учетом всех аспектов, включая кадры, систему финансирования, использование собственности и т.д. Одним из главных вопросов станет изменение структуры академии в соответствии с потребностями современной системы образования. Сегодня в составе РАО действуют 24 научно-исследовательских института (9 из них – в регионах), которые ведут исследования в самых разных направлениях – от теории и истории педагогики и возрастной физиологии до национальных проблем в образовании и детской одаренности. Состав академических институтов постоянно обновляется: недавно созданы Институт педагогического образования и Институт профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров.
По словам президента РАО Николая Никандрова, несмотря на кризис, финансирование педагогической науки в текущем году увеличилось. Так, если в 2007?г. из федерального бюджета на эти цели было выделено 956 млн рублей, то в 2009 г. – 1?млрд 164 млн рублей.
За счет оптимизации штатного расписания удалось повысить должностные оклады – правда, как признался Н.Никандров, «в большей мере руководителям, в меньшей, к сожалению, – научным сотрудникам».
В результате за последние 4 года зарплата директоров институтов увеличилась в 5 раз, рядовых сотрудников – в 2,5 раза.