Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА И ВЕДОМСТВО: ИТОГИ ГОДА


Ветров Максим

ЕГЭ выдержал президентский тест. Кто бы сомневался...

Комиссия, созданная главой государства, одобрила единый экзамен

Мы уже писали о двух комиссиях – президентской и независимой, под руководством спикера Совета Федерации С.Миронова, – которые ставили своей целью проанализировать итоги ЕГЭ за 2009 год и наметить пути его совершенствования. При этом доклад альтернативной комиссии, публикация которого была запланирована на 15 ноября, загадочным образом задержался: никаких упоминаний о нем пока нет. Зато ситуация с докладом президентской комиссии, который намечалось подготовить к 15 декабря (в назначенный срок этого не произошло), прояснилась: 21 декабря президент Д.Медведев поручил опубликовать все материалы работы комиссии.

 

Косметический ремонт

Члены президентской комиссии положительно оценили опыт проведения ЕГЭ, при этом Д.Медведев подчеркнул, что «ЕГЭ не является универсальным способом проверки знаний, но на данный момент является главным, поэтому необходимо использование других форм проверки знаний».
По мнению членов комиссии, ЕГЭ освобождает учащихся от излишних стрессов и нагрузок и дает возможность абитуриентам поступить в вузы вне зависимости от места их проживания. Вместе с тем эксперты выявили ряд недостатков в проведении ЕГЭ и предложили некоторые коррективы: например, совершенствовать технологии проведения ЕГЭ с целью повышения объективности его результатов (в том числе имеется в виду запрет на использование мобильных телефонов).
Похоже, правительство намерено ограничиться косметическими мерами, в то время как специалисты настаивают на кардинальных преобразованиях.

ЕГЭ оптимизируют?

Ярким примером может служить пресс-релиз Российского союза ректоров (РСР) от 15 декабря, в котором обозначены основные направления оптимизации ЕГЭ, предложенные комиссии от имени ректорского сообщества: 
1. Ввести разделение ЕГЭ на базовый и профильный уровни по математике, поручив в перспективе проведение ЕГЭ профильного уровня независимым центрам, организуемым под контролем региональных подразделений Российского союза ректоров, при этом разрешив вузам при приеме учитывать результаты профильной части ЕГЭ. 
2. Проводить непрерывный межвузовский мониторинг корреляции результатов ЕГЭ и успеваемости в процессе обучения в вузе, разработав соответствующие индикаторы корреляции. Обсуждение результатов мониторинга проводить ежегодно на заседаниях коллегии Минобрнауки России, а также на собраниях представителей экспертного сообщества. 
3. В ближайшее время перейти на прием в высшие и средние профессиональные учебные заведения страны с учетом Паспорта достижений школьника, не противопоставляя, а дополняя результаты ЕГЭ результатами олимпиад, конкурсов, а также иными творческими успехами школьника. 
4. Дополнительно рассмотреть вопрос об оптимизации проведения ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла, таким как литература, русский язык и история, с одновременным расширением соответствующих профильных вступительных испытаний и с учетом достижений школьников в олимпиадах и других творческих конкурсах. 
5. Значительно увеличить количество специалистов, осуществляющих формирование и контроль качества контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, за счет экспертов, официально делегированных Российским союзом ректоров и Российской академией наук. В структуре материалов ЕГЭ следует отдавать предпочтение заданиям творческого характера, нежели – с выбором ответа. 
Заявление подписано Виктором Садовничим, ректором МГУ, президентом РСР и членом президентской комиссии.
До официальной публикации доклада трудно судить о том, в какой мере будут учтены эти рекомендации, но уже есть информация к размышлению.
Спасение ситуации
Недавно в Высшей школе экономики состоялся семинар на тему «Единый государственный экзамен в системе оценки качества образования», на котором вице-президент РАО Виктор Болотов рассказал, что члены президентской комиссии обсуждали вопрос о разделении на базовый и профильный уровни КИМов по двум обязательным предметам – математике и русскому языку, и большинство членов комиссии проголосовали за это нововведение.
Участники дискуссии во ВШЭ выразили надежду, что в ближайшем будущем такой подход будет применен в КИМах по всем учебным предметам. Кроме того, специалисты пришли к выводу, что ЕГЭ не может быть единственным инструментом измерения учебных достижений и его необходимо дополнить другими способами проверки знаний. Данный тезис полностью совпадает с заключением президентской комиссии, с одной существенной поправкой: тон обсуждения во ВШЭ был весьма резким. Звучали даже высказывания о том, что ЕГЭ создает лишь иллюзию оценки качества образования. Ректор РУДН экс-министр образования Владимир Филиппов считает, что самая актуальная задача сегодня – не введение дополнительных инструментов оценки знаний учащихся, а принятие срочных мер по спасению ситуации в сфере общего образования: ведь согласно результатам ЕГЭ 2009 года 25% выпускников не осваивают даже базовый уровень стандарта по всем предметам.

Правительство против, регионы – за

Возвращаясь к предложениям ректорского сообщества, хочется обратить особое внимание на 4-й пункт списка – «об оптимизации проведения ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла».
Эта идея была сформулирована в законопроекте, подготовленном группой депутатов Госдумы под руководством О.Смолина еще два года назад. Этот законопроект – о добровольности ЕГЭ и об исключении из его сферы истории, обществознания, литературы – планировалось рассмотреть на заседании нижней палаты парламента 23 декабря вместе с рядом других законопроектов, направленных на увеличение числа лиц, освобождаемых от обязательной сдачи ЕГЭ. Ввиду отрицательных отзывов правительства на все эти документы профильный комитет Госдумы рекомендовал отклонить их в первом чтении, а само рассмотрение перенести на 22 января 2010 г.
Однако все эти инициативы, «забракованные» правительством, получили поддержку исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ. Например, законопроект, освобождающий от сдачи ЕГЭ абитуриентов, закончивших школу до 1 января 2009 г., поддержали 41 орган исполнительной власти и 31 законодательное собрание субъектов РФ – на фоне всего лишь трех отрицательных отзывов.
На законопроект, дающий право выбирать форму итоговой аттестации выпускникам вечерних (сменных) школ, положительные отзывы поступили от 17 органов исполнительной власти и 6 законодательных собраний субъектов РФ, отрицательные прислали соответственно 4 и 2.
Это соотношение мнений в совокупности с предложениями ректоров об оптимизации (то есть о сокращении, сворачивании) ЕГЭ красноречиво свидетельствует о том, что точка в спорах на самую больную тему еще не поставлена.