Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОЙ ФРАЗЫ


Домб Григорий

«Обидели – скажи старшим»

Надзор надзором, но каждый ребенок попадает в ситуацию, когда его честь и достоинство оскорблены или интересы попраны. Обозвали, «подставили», отняли, затравили, а то и побили. Что делать? Терпеть? Оказать сопротивление? Отнюдь, правильным считается третье: пожаловаться на обидчиков старшим. Что-то вроде «обратиться в суд».
Начиная с детского сада поощряются жалобы детей друг на друга, и поскольку в детских ссорах нет и не может быть ни доказательной, ни свидетельской базы, как правило, всегда прав тот, кто пожаловался.
Это одно из слабо освещенных мест педагогического сознания, о нем стоит поговорить подробно. Какие же глубинные установки стоят за автоматическими решениями взрослых, разбирающих детские конфликты?
Ребенок примитивнее взрослого, и взрослому всегда виднее. Даже если он видит ситуацию хуже ребенка, его авторитет важнее истины и справедливости. Очень часто взрослый (подсознательно) занят именно укреплением свой власти.
Отчуждение от человека (ребенка) способности суждения, способности к поступку в пользу власти у нас вообще отчуждением не считается. «Ты кто такой? С чего ты взял, что можешь? Выискался!» О том, что таким образом мы отчуждаем человека от его сущности и наносим ему (и обществу) страшный вред, разумеется, не задумываемся.
И уж совсем глубоко, на подсознательном уровне, такая установка: нет ничего хуже действий, осуществляемых свободной личностью. А вот бюрократии, действующей от имени некоего безличного иррационального «общества», позволено абсолютно все.
В связи с тем, что все это работает, даже не будучи осознанным, происходит то, что происходит: рост насилия в детской среде. Статистика, которой у нас пока нет, но которая есть в американских и европейских исследованиях, ужасающая. Конгрессы на тему «Школьный моббинг и как с ним бороться» идут по всему миру.
Правда, вызывает некоторую оторопь их педагогическая рецептура. Например, всеми силами разобщать детские коллективы, бороться с «подростковыми кодексами чести» и так далее. Военные действия ровно против того, что сами выпестовали.
Ослабив личную силу ребенка, мы не устранили жажду справедливости и истины – отсюда детские объединения «против». Разрушив веру в ум и совесть старших, вызвали бунт против этических правил, ведь это «их законы».
Но зададим вопросы, которые почему-то не задали социологи и психологи. Всегда ли наличие подросткового сообщества ведет к склонности к насилию? Нет, не всегда. Всегда ли отсутствие у подростка компании означает его толерантность? Нет. А что же снижает склонность подростка к насилию при прочих равных условиях? Способность к самостоятельному суждению и как условие – хорошее развитие речи.
Все, собственно.