Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка
СПб.: Речь, 2007

Если вы и так всегда считали, что сказки, притчи, легенды и прочие байки естественным образом пронизывают все наше общение с ребенком с первой колыбельной, то смело можете начинать читать со второй главы. Ибо в первой собран серь­езный теоретический материал относительно тенденций и аспектов развития общества и личности. В этих рамках рассматривается роль метафоры.
Вторая же глава больше ориентирована на педагогическую практику. Статьи, собранные здесь, повествуют о том, как целенаправленно использовать метафорические повествования в образовании. И большая часть книги содержит описание программ работы с детьми разных возрастов с использованием разных притч и сказок.
Так, для малышей придумано многое множество игр, загадок, заданий по народным сказкам и пословицам. Подростковая программа предполагает актуальные для этого возраста темы: самоуважение, принятие решений, технология отказа, самоуважение… Обо всех этих важных вещах взрослому лучше говорить не в форме прямолинейного наставления, а на примере притч, используя игровые задания и приемы арт-терапии. Занятия по личностному росту старших школьников звучат уже совсем серьезно: стиль отношения к жизни, проблемы зависимости, мои предпочтения и склонности, преодоление конфликтов. Тем не менее и эти практически взрослые проблемы можно обсуждать на материале авторских сказок.
На последних страницах авторы сборника излагают основные особенности сказкотерапии, которая становится все более популярной.

О.В.Хухлаева
Школьная психологическая служба
М.: Генезис, 2008

Предваряя содержание книги, автор остроумно и справедливо замечает, что учителя относятся к школьным психологам примерно как деревенские жители к дачникам. Им, «выполняющим строго очерченные обязанности, трудно понять психологов, которые не всегда могут в цифрах описать эффективность своей работы». Для того чтобы наладить доброжелательные и рабочие отношения, школьная психологическая служба может включить в число своих задач работу по сохранению психологического здоровья педагогов. Подобная программа действует в Ломоносовской школе Москвы, о ней и рассказывается в книжке.
Автор последовательно перечисляет характеристики психологического здоровья и дает пояснения по каждой: как психолог может способствовать улучшению того или иного параметра. Например, смягчить чувство незащищенности или удовлетворить потребность в самоуважении. Все это – с учетом типичных школьных реалий.
Автор рассматривает и приводит примеры конкретных и узнаваемых ситуаций, в которых психолог может оказать действенную помощь учителю. Это и учебные, и коммуникативные, и воспитательные трудности. Кроме того, учителю требуется профессиональная поддержка для предотвращения эмоционального выгорания. Автор описывает признаки и предлагает стратегии по его преодолению.
Много практических сведений содержится в главе «Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся на уроке». Здесь читатель найдет информацию о том, как учитель с помощью психолога может определить особенности учеников – преобладающий канал восприятия, тип нервной системы, уровень мотивации, тревожности, – чтобы максимально эффективно планировать стратегии обучения. Отдельно перечислены варианты нарушения психологического здоровья учеников, разные формы страхов и агрессивности. И рекомендации относительно работы с такими детьми.
В приложениях собраны практические материалы, которые сможет использовать психолог при работе с педагогами.
Учителя же, прочитавшие эту книжку, наконец-то составят себе отчетливое представление о том, в каких ситуациях и с какими проблемами можно обращаться к школьному психологу.