Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Волощук Ирина

Три кита готовности к обучению

Занятия с будущими первоклассниками должны быть особенными и совсем-совсем непохожими на школьные уроки

Официальная запись в первый класс начнется только в марте, тогда же во многих школах будут организованы занятия по подготовке дошкольников. Но учителя, которым предстоит эта работа, заранее начинают советоваться с коллегами из детских садов, разыскивать в библиотеке психологические рекомендации относительно пяти-шестилеток.

 

Вселенная будущего школьника

Прежде чем браться за подготовку будущего первоклассника к обучению в школе, хорошо бы сначала договориться о том, что значит «готовность к обучению» и почему вообще ребенка нужно готовить к обучению, и что значит «готовить»?
Готовность ребенка к обучению в школе стоит на трех огромных и очень важных китах:
1. Мотивационная готовность (хочет ли дошкольник учиться).
2. Эмоционально-волевая готовность (умеет ли ребенок удерживать внимание, концентрировать его, может ли выслушать и понять суть задания и еще много чего совершенно необходимого во время уроков).
3. Интеллектуальная готовность (достаточно ли развит ребенок интеллектуально, как у него работают основные мыслительные процессы – анализ, синтез, сравнение).
Кроме того, всем, кто работает с пяти-шестилетками, очень важно понять одну вещь – все три кита любят плавать вместе. То есть без мотивационной готовности ребенку будет очень трудно выслушать учителя, приступить к выполнению задания, и вообще он будет постоянно крутиться, ерзать на стуле или же тихонько сидеть, но мысли его будут далеки от учебы. (Вы когда-либо видели здорового дошкольника, который мог бы себя заставить правильно выполнять задания учителя, если ему этого делать не хочется?) Это значит, что кит «эмоционально-волевая готовность» без кита «мотивационная готовность» далеко не плывет.
Так же нелегко приходится «интеллектуальной готовности» без двух остальных. Когда ребенку чего-то не хочется делать (в нашем случае учиться), будет ли он развиваться в интеллектуальном плане, усваивать те знания, которые мы ему навязываем? Ответ очевиден – нет! А сможет ли он вас внимательно слушать, запоминать и выполнять задание, если не умеет контролировать свои эмоции, а внимание вообще не работает? Наверное, с трудом.
Так вот, если вы поставили перед собой цель подготовить ребенка к обучению в школе – никогда не разделяйте трех китов и запомните, пожалуйста, что самый важный из них – «мотивационная готовность»!!! Ребенку должно нравиться учиться, пусть он влюбится во все, чему вы его учите, а если не влюбится, то хотя бы знает, для чего ему все это («А оно мне надо?»).
Давайте вспомним себя в школьные годы. Какой предмет нам давался лучше всего, какой урок легко было учить в школе? Да тот, который был нам интересен; тот, где учительница нам нравилась. Мы любим математику за то, что любим учительницу математики. Наверняка вы вспомните случаи, как на замену урока приходил другой учитель – и предмет сразу менял свои краски: если учитель был лучше предыдущего (не в педагогическом плане, а в эмоциональном), нам сразу начинала нравиться ненавистная физика, ну а если любимая учительница болела, то мы и вовсе думали, что новый учитель сам не понимает, что рассказывает. Ведь так. Поэтому старайтесь никогда на упускать из виду «мотивационную готовность».

Играть, играть и чуть-чуть учиться

На вопрос «Нужно ли готовить ребенка к школе?» можно ответить просто – конечно, да.
В процессе подготовки к обучению ребенок постепенно знакомится с учебной деятельностью, учится усидчивости, социализируется в коллективе, ему начинает удаваться сделать трудное задание до конца, хотя еще совсем недавно малыш просил о помощи. Будущий школьник таким способом «выращивает» свою самооценку, он все реже просит о помощи педагога, поскольку считает, что все ему по силам. Этот аспект очень важен, поскольку ребенок в этом возрастном периоде живет по принципу «Я есть то, кем я буду». Поэтому педагог и родители должны делать все, чтобы у ребенка присутствовало желание добиваться успеха, особенно когда ему не все удается. В противном случае будущий школьник может потерять уверенность в своих силах, будет опасаться сделать ошибку. Для такого ребенка спокойнее ничего не делать, нежели сделать неправильно. Он склонен тревожиться по любым пустякам, ему кажется, что все на него смотрят и смеются над ним. Но опытный и внимательный учитель способен сделать многое, чтобы дошкольник научился мудро относиться к своим ошибкам. Самый простой способ – личный пример.
Давайте теперь решим, что значит «готовить» к обучению в школе и как эта подготовка должна происходить. Итак, готовить ребенка к обучению – это значит учить его учиться и как результат – научить учиться самостоятельно. Делать это надо в игровой форме с небольшими элементами учебной деятельности, постепенно увеличивая время учебы. Особенно тяжелые задания обязательно должны осваиваться в игре. Так вы сделаете упражнение интересным, и оно будет казаться более легким.
Что касается временных ограничений проведения занятий, то они могут проводиться 2–3 раза в неделю по 45–60 минут каждое. Если есть возможность проводить занятия 5 раз в неделю, тоже хорошо, но в таком случае следует уменьшить длительность до 30–35 минут. Чтобы продуктивно использовать время в процессе работы, необходимо структурировать занятие. Ребенок должен заниматься одним видом деятельности не больше 10–15 минут, между которыми можно играть в подвижные игры (2–3 мин.). Задания должны отличаться и по сложности, и по характеру выполнения, чтобы задействовать разные участки головного мозга.
Последние 10–15 минут можно использовать для выполнения небольшой поделки под спокойную музыку (малышам это очень нравится). Поделка должна быть несложной в выполнении, поскольку дети уже достаточно устали к этому времени.
Занятия приобретают дополнительную привлекательность, если учитель делает их разнообразными, отличными друг от друга. Вы можете иногда менять структуру, формы работы, хорошо делать время от времени полностью творческие уроки, без изучения букв и цифр. Вот приблизительная структура занятия по подготовке к обучению в школе:
1. математика – 10 мин.
2. чтение – 10 мин.
3. логические игры – 15 мин.
4. тематический материал (тема урока) –10 мин.
5. интересная поделка (может быть, связанная с темой урока).
А следующее может выглядеть, например, так:
1. развитие связной речи – 15 мин.
2. математика – 10 мин.
3. развитие мелкой моторики руки – 5–10 мин. (правописание).
4. тематический материал – 10 мин.
5. интересная поделка – 10–15 мин.
То есть, структура занятий может быть очень и очень разной, в зависимости от того, на что больше следует обратить внимание.
Кроме того, можно и нужно использовать психологические игры, упражнения на развитие всех психических процессов (память, разные виды мышления, воображения); особенно следует остановиться на развитии связной речи и мелкой моторики руки.
Важным элементом разнообразия может быть место выполнения заданий. Немного пишем за столом, несколько минут внимательно смотрим на доску, удобно усевшись возле нее, можно и полежать на коврике, вспоминая выученное, попрыгать в цифры-классики, пофантазировать под музыку, представив себя цветком под дождем – возможностей для учительского творчества множество.
Одним словом, играйте, играйте, играйте и по чуть-чуть учитесь. Если вы еще учтете индивидуальные особенности детей, то успех обеспечен.

Может пригодиться

Психологи советуют педагогам, ведущим занятия по подготовке к школе, максимально отказываться от традиционного урочного алгоритма: чем меньше малыши будут проводить за партами и просто воспроизводить информацию, услышанную от учителя, тем лучше. Ведь прежде всего им нужно обрести внутреннюю позицию ученика. Она предполагает познавательную активность, желание задавать вопросы, вступать в общение с ровесниками и взрослыми, способность к синтезу и анализу, умение адекватно выражать свои мысли и чувства. Все эти навыки ребенок пяти с небольшим лет гораздо легче усваивает в игре, движении, общении.
В этом возрасте дети пока только учатся вступать в содержательный диалог, слушать и понимать вопросы, обращенные к ним, отвечать на поставленный вопрос, а не перескакивать на другую тему, удерживать внимание. Ольга Хворова из Нижневартовска советует коллегам работать над этими навыками в играх, условно объединенных в цикл «Детская журналистика». Она называет, например, атрибуты той или иной профессии (поликлиника, белый халат, лекарство), а дети делают заключение, о какой специальности идет речь (врач). С участием родителей можно провести ролевую игру «Интервью»: дома ребята готовят «репортаж» о том, как варят суп, гладят брюки, пришивают пуговицу. Готовый журналистский материал можно продемонстрировать на занятии.
Старшие дошкольники активно осваивают окружающий мир, им любопытно узнавать обо всем на свете. Опираясь на это замечательное свойство, педагог может не только поддерживать и удовлетворять детский интерес, но и приучать ребят к основам исследования и наблюдения. Наталья Жерносек из Сургута предлагает детям работу-игру с предметами из разных материалов: металла, глины, дерева. Методы исследования могут быть самые разные – взвесить, подержать на ладошке, опустить в воду, бросить на пол. Главное при этом – постоянно инициировать обсуждение, чтобы ребята делали предположения, доказывали их, проверяли, сравнивали, классифицировали информацию, вступали в диалог.
Очень привлекательна для детей практика задавания как можно большего количества вопросов относительно любого из предметов, окружающих нас: из чего сделана табуретка? почему у нее всегда четыре ножки и что будет, если одну отпилить? а если бросить в воду, она утонет?
Дети постоянно находятся в стихийном исследовании предметного мира. Используя совет Джанни Родари из его «Грамматики фантазии», можно предложить им увлекательную игру. Взрослый заранее складывает в «Волшебный мешок» несколько предметов небольшого размера: шишки, ракушки, саше с ароматными лепестками внутри, гриб-трутовик, лист необычной формы... Чем более разнообразными они будут – гладкими, шершавыми, мягкими, холодными, тяжелыми, пористыми, пахучими, – тем интереснее будет описывать эти свойства тому, кто сидит с завязанными глазами и исследует доставшийся предмет на ощупь. Остальные обычно слушают затаив дыхание. Можно, кстати, устроить конкурс: кто назовет признаков больше всех.
Поскольку во время подобных занятий учитель не связан жесткими рамками программы, он может максимально следовать за интересами и логикой ребенка: не делить ответы на правильные и неправильные, а просить объяснить, почему маленький собеседник пришел к такому выводу.