Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Серова Лариса

Последние уроки полугодия

Чтобы ученики ушли на каникулы с хорошим настроением

Ребенку будет легче пережить свои тройки, если на последних решающих уроках он получит массу ярких впечатлений, узнает много нового, в том числе и то, что не удосужился выучить за целый месяц.

Азарт игры

Если в запасе остался только один свободный урок, проще всего предложить ученикам какое-нибудь командное соревнование.
Командные игры повышают ответственность у детей за общее дело и в то же время помогают смириться с поражением: я не один такой, просто не повезло.
Но соревновательный азарт не всегда полезен. В пылу сражения за лишние баллы ребята становятся агрессивными, реагируют излишне эмоционально на случайные ошибки. Поэтому, если учитель математики затеял турнир по устному счету, географу стоит выбрать в данном классе более спокойную форму для подведения итогов.
Например, путешествие. Ученики, получая разные задания, пересаживаясь с одной парты на другую, странствуют по стране знаний, обретая в итоге желанный зачет по теме (или по нескольким темам сразу) и наглядный символ победы – собранную из кусочков (вроде пазла) по пути карту, картинку (например, символ следующего года – тигр). Возможность никуда не спешить (важнее добраться до финиша) позволит ребятам лишний раз открыть учебник, посоветоваться на перемене с учителем или старшеклассниками. Знания, которые ищутся с желанием и напряжением (ведь нужно двигаться дальше!), которые тут же удается применить для преодоления дорожных препятствий, запоминаются надолго.
Самые азартные, но не соревновательные игры – детективы. Ставится посреди класса «черный ящик» (кладется огромный запечатанный конверт). В нем – нечто. Задача команды – узнать тайну. Есть следы, улики, ценная информация. Что-то выдается сразу. Что-то надо покупать у небескорыстных очевидцев (учителей) за особую валюту: решенные задачки, прочитанные по памяти стихи, правильно расставленные на карточке знаки и буквы. Есть несколько попыток. Кто первый угадал, тому специальный приз. Но и остальные не в проигрыше: сумели узнать виновника (историческую личность, зверя, вещество...), значит, не зря полгода за партами сидели.

Общими усилиями

Если в запасе осталась хоть пара недель, последние уроки можно посвятить созданию какого-то общего проекта, который и станет для каждого участника наглядным свидетельством достижений (и обоснованием положительной отметки в дневнике). Процесс совместного труда сплачивает детей, заинтересованность в конечном результате мотивирует. Если этот конечный продукт будет представлен другим людям, ученики, заботясь о качестве, о собственном имидже, «выложатся на все сто».
К примеру, делаем газету (журнал, альманах). О прочитанной книге (или ту, которую могли бы читать герои этой книги). Или «Ведомости» времен Петра Первого. Или «Вокруг света». Или сборник опытов и исследований. С соответствующими рубриками, рисунками, списком авторов, тем. Будущие читатели – параллельный класс (малыши), родители.

Волшебный мир театра

За пару уроков можно подготовить и сыграть отличный полуимпровизированный спектакль. Подготовка, репетиции – углубленное повторение пройденного. Выступление (в зрители можно позвать любого свободного коллегу, нескольких родителей) приравнивается к выполнению четвертной контрольной.
Учитель литературы затеет суд над лукавым горьковским Лукой, где свидетелями обвинения выступят как персонажи пьесы «На дне», так и современники автора, герои других прочитанных классом за последние месяцы произведений.
Историк предложит подслушать разговоры на кухне в коммунальной квартире в конце 50-х годов ХХ века.
Биологи и географы (и химики имеют право примкнуть) устроят международную конференцию по экологии, по вопросу строительства завода на берегу Байкала…
Класс делится на группы, педагог раздает роли (или ученики выбирают их по желанию, по жребию), материалы для подготовки (тетради с записями уроков тоже пригодятся). Через час-полтора можно поднимать занавес. А премьеру, сыгранную на последнем уроке, вы обсудите с учениками в следующей четверти.