ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учимся читать оценку
Не поощрение, не наказание, а в первую очередь источник информации
Каждый школьник, уходя на каникулы через пару недель, получит в руки дневник или зачетку со столбиком оценок. Станут ли
для него эти цифры информацией о личных достижениях
в освоении предмета, об учебных проблемах, или он воспримет
их как свидетельство собственной удачливости (невезучести), доброты (свирепости) педагога? Да и педагог, выводя очередную тройку или пятерку, отдает ли себе отчет, что имеет в виду в каждом конкретном случае, как может или должен отреагировать ученик
на данную оценку?
Снова о критериях
Прежде чем ставить оценку, необходимо решить, за что мы собираемся ее поставить. За соответствие предъявленной работы требованиям внешнего мира? За вложенные ребенком усилия? За продвижение ученика в той или иной области? За все сразу не получится – придется выбирать приоритеты. Естественно, в выпускных классах больше внимания необходимо уделить экзаменационным нормам. Зато с ребятами помладше можно смело обсуждать и формулировать внутренние критерии, чтобы не только результат, но и сам процесс оценивания стал для них информативным относительно реального положения дел и последствий. Педагогу это тоже поможет лишний раз проконтролировать, за что именно он ставит двойку: за письменную работу, выступление – или за личные качества ученика, его поведение, прилежание?
Если речь идет об отдельной контрольной, проектной, самостоятельной работе, лучше выбрать несколько самых существенных оснований для оценивания. Иное дело – итог четверти, полугодия. Здесь стоит обратить внимание на разнообразие подходов, чтобы разные по способностям, по уровню дети могли быть успешными.
Важно оценить ребенка не по последней работе, написанной, как часто бывает, плоховато (нервы, усталость, предпраздничный ажиотаж), а по совокупности заслуг. Или по лучшим работам в серии (по теме, по жанру, за определенное время). Подобрать эти лучшие образцы может как ученик, так и педагог.
Сознание успешности, понимание собственных достижений позволяет ребенку принять информацию о наличии проблем, над которыми еще предстоит работать.
Заранее выработанные критерии выставления оценок как за отдельную работу, так и за длительный период превращаются в условия (одно из важнейших – время, сроки сдачи) – понятные каждому правила игры, позволяющие ученику осознанно выбирать что-то, планировать, предвидеть, оценивать себя самому.
О критике и самокритике
Самооценка, коллективное оценивание – мечта многих учителей, уставших от бремени единоличной власти, стремящихся воспитать в детях чувство ответственности за происходящее. Однако воплотить мечту в жизнь непросто. Даже если ученик хорошо знаком с критериями оценивания, это еще не значит, что он сможет ими воспользоваться при оценке собственной или соседской работы.
Начнем с простого: предложим ребенку самостоятельно выбрать из всей тетради три (магическое число, возможность сомневаться, искать, но не слишком разбрасываться) самые удачные работы (страницы, строчки, если ученик совсем мал) и три худшие, а потом объяснить мотивы выбора. То же можно проделать с тетрадями одноклассников-добровольцев. Следующий шаг – назвать три предметных умения (компетенции), которые ученик считает своими сильными сторонами, попытаться чем-то подтвердить смелое заявление (написанная когда-то контрольная, решенная задача, готовность здесь и сейчас искать на карте города, читать стихи, рисовать схемы и цепочки…). Можно оценить несколько имеющихся в распоряжении работ по степени проявленности названного умения, проследить этапы совершенствования. Три «дефицита» также нуждаются в комментариях.
Вопросы можно сформулировать и по-другому:
– С какими тремя сложными проблемами в изучении предмета ты справился в этой четверти?
– Какие три ближайшие цели наметил себе?
– Назови одну – самую непреодолимую – преграду на пути к пятерке.
Экспертное сообщество
Натренированное умение приложить общие критерии к собственной неповторимой работе позволяет ребенку не только адекватно оценить себя, но и написать контрольную, соответствующую предъявляемым требованиям. Это особенно актуально для старшеклассников, вынужденных считаться с правилами оценивания части С в пресловутых ЕГЭ и ГИА.
Знакомим подростков, как велит инструкция, с нормами выставления баллов, проясняем официальную терминологию – и тут же превращаемся в экспертов, проверяющих экзаменационные работы. Ребята объединяются в небольшие коллективы (для большей уверенности), выбирают 1–2 критерия из оглашенного списка, получают заранее подобранные педагогом тексты, безымянные, зато с шифрами (например, диагностические контрольные параллельного класса, прошлогоднего выпуска) и выставляют по выбранному основанию баллы за 5–7 листочков, сравнивают свои оценки с итогами соседней группы экспертов. В ходе острой дискуссии на тему «заслуживает ли работа №?17-А трех баллов или один поставить не за что» ученики постепенно осознают суть формального термина («понимание проблемы», к примеру, «аргументация»), как можно проявить необходимое умение, что мешает проверяющему достойно оценить компетентность автора.
Теперь можно предложить группам экспертов полностью оценить чью-то работу по всем критериям, вывести итоговый балл. Если оценки нескольких «экспертных комиссий» в классе почти совпали, значит, ребята научились такому способу оценивания, заодно, естественно, проанализировали собственные умения. Баллы ЕГЭ перестали для них быть просто цифрами – превратились в ценную информацию, руководство к действию.
Стратегия и тактика
Оценка превращается из карательной меры в источник информации, если педагог найдет время вместе с учеником, с классом интерпретировать конкретные цифры. То есть попытается понять, какие смыслы видят в них дети, какие выводы делают для себя, озвучит собственную позицию. Переводя баллы в слова, стоит основной упор делать на глаголы, описывающие конкретные действия: прочитал, решил, нашел, рассказал… При этом важно дать ощущение пространства, направления развития. Например, уже зимой рассказать, каких результатов ребенок, класс должен добиться к маю.
Подобные обсуждения в одном классе могут вести сразу несколько преподавателей, если окажется, что на разных уроках они занимались развитием одних и тех же умений, компетенций.