ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Прочерки в журнале, записи в дневнике...
Выстраиваем систему сотрудничества с родителями неуспевающих учеников
Конец полугодия не за горами. Уже можно понять, какие оценки в дневнике ребенка порадуют маму с папой перед новогодними праздниками, а какие омрачат семейное торжество.
К счастью, еще есть время что-то подтянуть, досдать, особенно если все заинтересованные стороны: учителя, родители и дети – работают в тесном сотрудничестве. Но, увы, родителям чаще всего некогда зайти в школу, а у преподавателя, занятого уроками, тетрадями, репетициями новогодних спектаклей, нет сил обсуждать с семьей «слабого» ученика программу «спасения утопающего». В лучшем случае он поставит их в известность об очередной катастрофе
(куча двоек, прогулов) и потребует срочно отреагировать.
А как, собственно?
Сложности демократии
Сегодня и семья, и школа учатся воспитывать детей при отсутствии однозначных ответов, решений. При отсутствии общепризнанных авторитетов. Отец, мать не являются такими авторитетами для детей. Советы педагога подвергаются родителями сомнению. Каждому теперь приходится убеждать собеседника, выслушивать возражения, искать компромиссы.
Поиск общего языка в общении с родителями осложняется тем, что слова люди произносят знакомые, а смыслы за ними стоят совершенно разные. Самый наглядный пример – оценка. В школьные годы родителей она имела всеобщее значение: выучил – не выучил параграф, решил – не решил задачу. И способы исправить двойку были ясны всем: посиди с учебником, и все получится.
Сегодня схема «выучил – ответил» не единственная. И за отметкой стоит не только объем информации, но и загадочные для большинства взрослых компетенции. Про тестовые баллы и говорить нечего. Мамы-папы плохо понимают, радоваться или пугаться, если сын получил за диагностическую работу 40.
Дети могли бы «просвещать» родителей, но они, естественно, и сами воспринимают происходящее не всегда адекватно, к тому же не всегда заинтересованы в воссоздании истинной картины происходящего.
Получается, большая часть родителей не владеют информацией о том, что происходит с детьми в школе, каких результатов они достигают. Неосведомленность порождает мифы и страхи.
Первая задача педагога – познакомить родителей с учебной ситуацией ребенка. Прежде всего общие родительские собрания. Это место для прояснения сути используемых терминов, обсуждения общих правил, программ, планов. Здесь нужно дать возможность каждому высказать свои сомнения и опасения, увидеть свое место в общей структуре.
Для личного общения классного руководителя (или преподавателя самого сложного для ребенка предмета) с семьей придется определить удобный данному человеку способ: телефон, интернет, краткие личные встречи. Чтобы за пару минут действительно решить какие-то насущные проблемы, нужно составить предварительно список стандартных, повторяющихся из раза в раз вопросов с обеих сторон, тогда и учитель, и мама с папой заранее будут понимать, какова цель разговора, какой информации от них ждут, и приготовят точные ответы.
Впрочем, несмотря на все усилия учителю не всегда удается донести до семьи ученика смысл происходящего с детьми в школе. Особенно если у ребенка проблемы с учебой или поведением. Почему мамы и папы, искренне любящие своего «двоечника», не могут помочь ему? Это вопрос не только сверхзагруженности или некомпетентности. Чаще сотрудничеству мешают психологические проблемы родителей.
Страусиная политика
Бывает, родители не хотят видеть опасность, вопреки очевидным фактам (отметки в журнале, записи в дневнике, вечерние звонки классного руководителя), просто от страха.
По статистике, родители «хронических прогульщиков и двоечников» в два раза чаще, чем родственники «начинающих нарушителей», либо закрывают глаза на двойки и прогулы, либо привыкли к сложившейся ситуации. Так или иначе – ушли от проблемы. Каждый третий родитель (и даже каждый пятый классный руководитель!) не считает, что семья несет ответственность за школьные неудачи детей. Каждая третья семья (31%) старается переложить ответственность на школу.
Дети во многом берут пример с родителей – уходят от проблем, от ответственности: сбегают с уроков, рассчитывая на привычную родительскую неосведомленность. По мнению учеников, каждый третий их прогул родителям неизвестен. А значит, останется без последствий.
Впрочем, большая часть родителей (84%) все же считают необходимым побеседовать с ребенком, если станет известно, что у него возникла та или иная проблема в школе. Главная тема – выяснение причины возникших осложнений. Вопрос «что делать» не обсуждается или формулируется предельно обобщенно: надо стараться, больше заниматься. Как? Чем? Это не известно ни родителям, ни детям. Естественно, выяснение причин часто незаметно перетекает в упреки. При этом 28% решительных родственников просто наказывают неудачливых учеников, не тратя время на разговоры.
Таким образом, полнота информации – не единственное условие для плодотворного сотрудничества с семьями учеников. Им, как и детям, нужны поддержка, вера в свои силы и предельно конкретные и легковыполнимые рекомендации, которые в короткие сроки приведут к положительным изменениям, увидеть которые, конечно, помогут педагоги. Иначе мамы-папы снова сделают вид, что они «ни при чем».
Гладкий фасад
Некоторые родители «проблемных» учеников, обеспокоенные мнением окружающих, соседей, родственников, знакомых, всеми силами сохраняют видимость внешнего благополучия, несмотря на внутреннюю тревогу и бушующие по вечерам домашние скандалы. Они продолжают «ждать пятерок» и планировать поступление в престижный вуз – словом, предъявлять детям завышенные или попросту нереальные требования, без всякого учета и понимания природы собственного ребенка. Важно помочь этим взрослым смириться с тем, что они произвели на свет не отличника, не будущего студента университета, но возможно, например, знатока автомобилей… Только давайте сейчас поддержим ребенка, чтобы он смог получить образование и необходимый для жизни аттестат. А параллельно будем искать сферу приложения нереализованных сил: сейчас – кружок, студию, временную подработку по интересам. На будущее – следующее учебное заведение или сразу место работы.
Строгий режим
Возмущенные двойками, прогулами, дерзкими выходками ребенка, родители порой начинают пристально следить за каждым его шагом, вмешиваться во все дела, начиная от учебы и заканчивая личной жизнью подростка. Они стремятся ограничить круг его общения, круг интересов. Это не лучший выход. Гиперопека сделает подростка агрессивным, подтолкнет к бегству и из школы, и из семьи.
41% детей ответили утвердительно на вопрос «Обижался ли ты когда-нибудь на своих близких так, что тебе хотелось уйти из дома?». У девочек это желание возникало чаще (48%), чем у мальчиков (33%). Пик нарушения взаимопонимания между детьми и родителями приходится на семьи учеников 9–10 классов.
Именно в кризисный период важно сохранить с неудачливым школьником эмоциональный контакт. Ослабление связей с семьей, родными и близкими людьми приводит к тому, что ребенку становится безразлично, что подумают о нем родители, что они будут чувствовать, узнав о его выходках. Он уже не считает необходимым придерживаться социально одобряемого поведения и чувствует себя «свободным», понимая свободу как безнаказанность.
Мир чувств
Если законы математики и физики дети постигают в школе, то способы эмоциональных реакций, приемы налаживания отношений (это главная причина их учебных проблем) они осваивают в семье. К сожалению, родители не всегда достаточно умелые наставники. Поэтому так важно уговорить всю семью «трудного» ученика – и родителей, и детей – поучаствовать в каких-то коммуникативных тренингах, походить к психологу. Мамы и папы должны понять, что за люди их собственные дети (они чаще всего ничего про них не знают), каковы их эмоциональные проблемы (про учебные обычно доходчиво объясняет классный руководитель), в чем заключаются особенности того или иного возраста. Именно родители могут помочь ребенку научиться отслеживать свои эмоции, преодолевать эмоциональные проблемы, выстраивать отношения с «чужими» взрослыми.
Оказывается, из-за ссоры с одноклассниками школьники пропускают уроки в два раза реже, чем из-за конфликта с учителями. И поскольку других педагогов у школьника, вероятно, не будет, значит, нужно научиться общаться с теми, какие есть. И без помощи близких взрослых ему не обойтись.
Драмкружок, кружок по фото
Проблемы в школе возникают порой и у вполне благополучных детей, сохраняющих прекрасные отношения с родителями. Ребенок, при поддержке семьи, часто по ее инициативе, занят почти круглосуточно какой-то важной, привлекательной для него деятельностью: спортом, искусством и т.п. Посещать уроки или хотя бы готовить их дома он не успевает. И родителей это не беспокоит, поскольку в будущем они видят своего сына великим хоккеистом (скрипачом, дизайнером).
Поддерживая увлечение школьника, можно вместе с семьей попытаться понять, чем именно школа может быть полезна данному ученику. И как его увлечение можно использовать в стенах школы. И исходя из этого попытаться выработать стратегию: какие-то предметы наш ученик постарается посещать регулярно, по каким-то будет сдавать зачеты. Но главное – устроит концерт для всей школы (или организует соревнования, проведет мастер-класс) с привлечением знакомых талантов, чтобы учителя и одноклассники увидели в двоечнике и прогульщике яркую самобытную личность.
Договорные отношения
В некоторых ситуациях педагоги могут заключить с семьей краткосрочный (на неделю, месяц, четверть) договор о взаимной ответственности. Например, учителя обещают не выгонять ребенка с урока, провести ряд дополнительных занятий, ежедневно сообщать родителям, пришел ли ученик в школу, какие темы сдал и что еще осталось выучить, написать. (Это не слежка, а профилактика детской лжи и взрослой безмятежности: стандартный ответ на вопрос, сделал ли ты уроки, – да, а как дела в школе – нормально.)
Родители в свою очередь берут на себя ответственность за утренний подъем и вечерний отбой ребенка, за собранный в соответствии с расписанием портфель. Иногда бывает нужно привести школьника прямо к порогу учебного заведения, подписывать дневник не раз в неделю, а ежедневно. Вариантов много. Стороны договариваются о взаимных обязательствах, а затем возобновляют, корректируют этот договор по мере надобности.
Кстати, письменная фиксация подобной договоренности существенно повышает ответственность обеих сторон и, надо честно признаться, порой спасает педагога от жалоб обиженных родителей двоечников и второгодников, которые вдруг в мае месяце начинают утверждать, что их ни о чем не предупреждали, они ничего не знали, иначе – ого-го! Тут-то и появляется «бумажка», подписанная обеими сторонами в ноябре, декабре, в марте месяце…
Конечно, хочется в мае радостно выдать всем детям дневники с пятерками и четверками (и тройки тоже подойдут), поблагодарить родителей за сотрудничество и поддержку, и всем дружно разойтись на каникулы. Именно ради этого счастливого финала мы ведем переговоры с родителями «проблемных» учеников уже сегодня.