О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Иной раз педагогу кажется, что он сделал все возможное, чтобы урок прошел на ура и ученики вроде бы работали. Но тем не менее урок их не затронул. Почему? Мало кто начнет искать причины неудачи в отсутствии благоприятной атмосферы. А дело именно в этом. Недооценка педагогами создания определенного настроя, расценивание его как пустой траты урочного времени не дает возможности решить педагогические задачи.
Как же создается благоприятный для урока настрой? Об этом статья профессора кафедры общей и социальной педагогики Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета О.Задориной «Тонкая материя» педагогической атмосферы» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 9 за 2009 год).
Автор выделяет типичные ошибки в организации педагогического взаимодействия, которые не позволяют создать желательную атмосферу, в том числе формализм, когда важен не педагогический эффект, а возможность поставить галочку в связи с проведенным мероприятием; заорганизованность, «зарепетированность», не оставляющие места для живых реакций и спонтанных действий участников; копирование чужого сценария.
По итогам PISA (Programme for International Student Assessment) Россия в 2000 году была на 27-м месте (из 57 стран), в 2003-м – на 32-м, в 2006-м – на 37-м. В чем причина столь резкого «падения»? С точки зрения некоторых экспертов, одна из главных причин – в отсутствии внимания к коммуникативным компетенциям участников образовательного процесса. Навыков ведения диалога недостает как учителям, так и ученикам. И есть основания полагать, что за последние годы ситуация только ухудшилась.
Исследования показывают, что при описании коммуникативного взаимодействия друг с другом учителя и школьники, как правило, исходят из оппозиции «мы – они». Причем каждая из сторон предъявляет другой обвинение в отсутствии уважения. К примеру, 73% учеников заявили о том, что учителя требуют уважения к себе, в то время как уважительное отношение к ученикам в качестве типичной позиции педагога выделили только 11% респондентов, интерес к ученикам – 9% (!). В свою очередь 65% учителей придерживаются позиции: «они (дети) ничего не хотят». При этом, как отмечает Т.Базжина в статье «В ожидании экспертного влияния» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 3 за 2009 год), в описаниях партнеров по коммуникации и учителя, и ученики зачастую прибегают к так называемой инвективной стратегии (обличительному тону с использованием бранной лексики).
Это означает, что во многих случаях коммуникация как сотрудничество, а не противодействие становится невозможна.
Конечно, у нас есть школы, где между учениками и учителями мир и лад. Школ же, где все уважительно относятся друг к другу и прислушиваются к мнению оппонента, по оценкам автора, всего 6–7%.Между тем на Западе (в Германии, Франции, США) давно заметили, что характер коммуникативного взаимодействия «учитель – ученик» может и должен стать одним из главных критериев оценки положения дел в образовании.
Известно, что продуктивность решения учебных и жизненных задач во многом зависит от умения концентрировать внимание, запоминать информацию и в особенности – от умения мыслить. Но к сожалению, существующие методы обучения не направлены на развитие этих способностей. Проблема усугубляется тем, что вместо привычных для российского учителя понятий («внимание», «память», «мышление») в современных исследованиях интеллекта используется термин «когнитивный». Этот термин описывает ту же область (процессы восприятия, переработки, хранения и использования информации), но с иного ракурса – с точки зрения процессов информационного обмена человека с окружающей средой.
«Опыт работы в системе повышения квалификации показывает: большинство учителей не знакомы с основными понятиями когнитивной психологии и не способны вести работу по когнитивному развитию учеников», – подчеркивает кандидат педагогических наук М.Бершадский в статье «Ученик в процессе обучения» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 8 за 2009 год).
В статье описывается суть когнитивного подхода к обучению, а также методы, помогающие учителю организовать учебный процесс с учетом когнитивных особенностей учеников.