Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

М.Ю.Чибисова, Н.В.Пилипко
Психолог на родительском собрании
М.: Генезис, 2009

Взаимодействие с родителями часто ставит в тупик даже опытного учителя. А родительские собрания далеко не всегда удается превратить в содержательную конструктивную встречу. Некоторые педагоги приглашают с этой целью школьного психолога. Если он обладает достаточной квалификацией и настроен на сотрудничество, его присутствие поможет смягчить некоторые проблемы или хотя бы позволит учителю увидеть их с другой точки зрения.
Авторы, обладая большим опытом работы с родителями на собраниях, обобщили его и предлагают коллегам свои выводы и рекомендации. Учитывая, что психолог пока не стал привычным участником родительских собраний, они сначала рассказывают о том, какие смыслы их коллега может найти в подобной встрече, в каких формах его участие будет наиболее уместным. Например, напоминают, что родительское собрание – это не тренинг, практикум, лекторий, дискуссионный клуб, общество взаимной поддержки или групповая консультация. Одним словом, предлагают коллегам-читателям не устремляться по привычным профессиональным алгоритмам, а найти свое место в этой специфически школьной форме взаимодействия родителей с педагогами.
Для этого авторы сформулировали несколько принципов (безопасности, учета реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества, ответственности) и составили примерный перечень самых распространенных «ловушек», в которые может попасть неопытный психолог на собрании.
Есть в книге и рекомендации относительно самых эффективных форм работы. Это тематические встречи и анкетирование. Отдельная глава посвящена особенностям интерактивных методик. Для тех, кто решится попробовать себя в такой непривычной роли, авторы предлагают возможные темы собраний по возрастам и примерные тексты выступлений по актуальным проблемам с методическими советами.

М.С.Аромштам
Маленькие детки – маленькие бедки
М.: ЛомоносовЪ, 2009

Эта довольно-таки толстая книжка вся без исключения посвящена самым острым и трудным вопросам, которые так или иначе встают практически перед всеми родителями детей-дошкольников.
Каждая маленькая главка неизменно начинается с короткого, но емкого описания трудной ситуации. Ребенок постоянно капризничает, ломает игрушки, ревнует к младшему братику, постоянно плачет. Каждый сюжет автор комментирует с разных сторон: возможные причины, оптимальная стратегия взаимодействия, возможные родительские ошибки и их последствия. Причем пояснения изложены очень доступно, без непроизносимых психологических терминов и с учетом реальных возможностей нормального родителя. То есть не требует от него подвигов и нечеловеческой самодисциплины. Зато напоминает о том, как можно постоянно давать понять и почувствовать ребенку вашу любовь, терпение, уважение, заботу. Ибо недостаток этих ощущений и заставляет малыша привлекать родительское внимание самыми разными негативными способами.
Отдельно собраны консультации по самым «горячим» проблемам: как поступить в той или иной ситуации? Бывают ли «несадовские» дети? Как уложить ребенка спать? Учить ли малыша иностранному языку? Некоторые самые непростые ситуации рассматриваются более развернуто. Например, как помочь ребенку справиться со страхом смерти, который неизбежно возникает примерно к пяти годам.
Особенным периодом в жизни каждой семьи, где растет ребенок, становится предшкольная пора. Автор комментирует характерные тревоги и сомнения родителей, советует, на чем нужно сосредоточить внимание; дает рекомендации относительно того, как выбрать школу для ребенка. Заканчивается книжка анализом еще одной, к сожалению, частой и тяжелой ситуации – разводом родителей. Последняя часть – о том, как сделать ее менее травматичной для ребенка.