Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Павлова Евгения

Познание начинается с удивления

Увлечь детей мыслительной работой можно, если применить особые приемы эмоциональной регуляции

Так сложилось, что большинство школ свои главные достижения связывают с воспитанием высокоинтеллектуальных детей, а эмоциональное развитие чаще всего остается на периферии внимания учителей. Недооценка эмоциональной сферы ведет к поверхностным знаниям и другим негативным следствиям. По мнению специалистов в области психологии развития, пришло время пересмотреть образовательные приоритеты, признав, что эмоциональный аспект в образовании так же важен, как и мышление, а затем – начать выстраивать учебный процесс с этой позиции. Тем более что соответствующие методические наработки есть, например, у педагогов, работающих на принципах коммуникативной дидактики, проблемного, развивающего и эвристического обучения.

 

А главное – тишина в классе?..

Специальное исследование выявило примечательные тенденции в отношении педагогов к эмоциям учеников. Отмечая сам факт эмоциональных переживаний детей во время мыслительного процесса, многие педагоги не видят, что подобные переживания играют важную роль в мыслительной деятельности, не согласны с тем, что эмоциональная составляющая должна учитываться при организации учебной деятельности школьников в качестве значимого аспекта.
Здесь мы наблюдаем поразительный разрыв установок педагогов и современного научного представления о глубокой связи интеллектуального и эмоционального развития человека. Еще Выготский рассматривал проблему «единства аффекта и интеллекта» как краеугольный камень теории психического развития ребенка. По его мнению, взаимосвязь и взаимовлияние этих сторон психики имеют место на всех ступенях психического развития.
Хорошо известно, что эмоциональное отношение к учебному материалу способствует его глубокому осмыслению и прочному усвоению. Известно также, что эмоциональные переживания насыщают процесс познания множеством смыслов, которые дают дополнительные стимулы для мысли. Это и есть путь к так называемому «живому знанию», которое в самом себе содержит потенциал творческого приращения. Сильная учебная мотивация, жажда знаний – все это душевные состояния человека, основанные на эмоциях.
Особую роль в этом играют так называемые интеллектуальные эмоции. Что это такое? Это чувства, сопровождающие познавательную деятельность человека, в том числе в ходе обучения. Процесс познания связан с преодолением трудностей, неудачами, успехами. В ходе этого процесса у человека возникает целая гамма чувств: удивление, догадка, сомнение, уверенность, муки поиска и радость открытия. Из этих переживаний и рождается то замечательное действо, которое педагоги называют учением с увлечением.
Но если роль эмоций так велика, почему участники опроса отмечали, что эмоции часто даже мешают обучению? Ответ прост: обычно учебный процесс организуется так, что в нем почти не остается шансов для возникновения интеллектуальных эмоций. Для того же, чтобы учебная деятельность получала сильное эмоциональное подкрепление, необходимо каждый ее этап выстраивать с учетом влияния эмоциональной динамики. Как это делать?

От удивления к увлечению

Познание начинается с удивления. Оно появляется при встрече с необычными, противоречащими жизненному опыту или не укладывающимися в привычные представления вещами. Существует масса приемов, которые помогают вызвать эмоцию удивления. Один из способов состоит в том, чтобы предъявить не вписывающийся в рамки обыденных представлений факт. Например, учитель сообщает детям, что «оказывается, рыбы умеют говорить». Другой способ: показать детям, что некоторые имеющиеся у них знания противоречат друг другу. Еще один вариант: создание неожиданного препятствия в ходе выполнения задания. Допустим, ребята вычисляют плотность тела, которая, как известно, равна произведению массы на объем. Но на прошлом занятии нужно было измерить объем деревянного прямоугольного бруска, что легко сделать с помощью обычной линейки, а теперь эту операцию следует проделать с фарфоровым изолятором для крепления электропроводки. И вот ведь незадача: привычное средство измерения в этой ситуации оказывается непригодным. Как же тогда быть?
Вообще на первых порах можно воспользоваться внешней привлекательностью изучаемого предмета или явления. Но в последующем надо обязательно постараться сделать так, чтобы эмоция удивления касалась существа нового знания. Иначе применение приема будет простой формальностью: учитель сообщил детям необычную информацию, а затем перешел к совершенно не связанной с этим сообщением теме урока.
Удивление ведет к вопросу: а как такое возможно? В ходе размышления у человека появляются предположения о возможном объяснении загадочного явления или пути разрешения проблемы. Этот момент сопровождается характерным эмоциональным переживанием – догадкой.
Для появления догадки учителю следует активизировать поисковую деятельность школьников. Здесь существуют свои методы: групповая дискуссия, полилог и другие. Но что хотелось бы подчеркнуть особо, так это значение доброжелательной атмосферы в классе. Чтобы дети могли свободно, без страха показаться смешными или глупыми, высказывать свои предположения, даже самые невероятные. Кроме того, важно научить ребят работать с версиями и гипотезами. Начать обучение можно так, как это делает на уроках по предмету «Окружающий мир» кандидат психологических наук Елена Чудинова. Первые занятия она посвящает показу того, что на один и тот же предмет может существовать множество разных точек зрения. Педагог задает ученикам вроде бы простой вопрос, над которым люди, как правило, не задумываются, скажем: для чего кошке хвост? Ребята высказывают свои версии, а педагог записывает их на доске.
Когда ребенок видит, что существуют точки зрения, которые не только отличны, но даже противоположны его позиции, возникает сомнение: может быть, я не прав? Или все-таки прав? А следом появляется вопрос: как это можно доказать?
Бывает, конечно, и так, что ученик остается непоколебим в правильности своего ответа. Тогда учитель спрашивает: а могут ли быть другие ответы на этот вопрос? Как только ребенок начинает всерьез воспринимать альтернативные версии, перед ним встает вопрос: какая же точка зрения верна – моя или?..
Ребят, которые, напротив, не очень уверены в себе, необходимо поддержать с помощью специальных приемов. Какие же это приемы? Обращение ученика к прежнему опыту, когда он, преодолев трудности, нашел решение проблемы; приемы сужения области поиска неизвестного (например, с помощью наводящих вопросов, подсказок и т.п.); расчленение сложной проблемы на более простые; расширение связи между известным и неизвестным (например, обращение к уже изученному материалу).
Принятие или отклонение собственной догадки требует работы мысли, направленной на ее проверку. Этот этап характеризуется сложной динамикой эмоций сомнения и уверенности.
На этой стадии имеет смысл обратиться к таким формам работы, как экспериментирование, моделирование, исследование.
Автору этих строк довелось наблюдать, как подобная работа началась с вопроса учителя: «Ребята, как вы думаете, почему бывает день и ночь? Каким образом небесные тела движутся относительно друг друга, что становится возможным чередование дня и ночи?» Педагог предложил детям разделиться на небольшие группы, посовещаться друг с другом и нарисовать на доске схему движения Солнца и Земли. Возникло несколько разных схем. А дальше ученики попытались понять, какая из них правильная. Естественно, глядя на рисунок, сделать это довольно сложно. Как быть? «Может быть, попробовать поэкспериментировать с фонариком и мячиком, которые будут представлять Солнце и Землю?» – предложил кто-то из детей. Но фонарика в классе не оказалось. Затем возникло другое предложение: «А что, если кто-то из нас станет изображать движение Солнца, а кто-то другой – движение Земли?» И тут ребята начали строить живые модели «небесной механики». Таким образом размышление над учебным вопросом превратилось в увлекательное игровое действо.
И наконец, завершающая стадия, так сказать кульминация процесса познания – доказательство истинности версии ученика. На этом этапе ребята переживают эмоцию успеха, которая подпитывает мотивацию к обучению.
Нужно ли использовать какие-то специальные приемы, чтобы поддержать эмоцию успеха? Если все предшествующие стадии познания были выстроены грамотно, это не потребуется.

Может пригодиться

Помимо отдельных педагогических приемов существуют общие принципы, следование которым помогает достигнуть позитивной эмоциональной динамики в процессе обучения. Назовем некоторые из наиболее важных.

В процессе поиска решения трудной задачи важна активность всех учеников независимо от того, верную версию выдвигает ребенок или нет. В этой связи принципиально осознание того, что даже ошибочные гипотезы имеют ценность для познания. Обратить внимание ребят на этот момент учитель может, например, с помощью обобщающих реплик: «Какие молодцы – смогли посмотреть на проблему с разных сторон!», «Две идеи – хорошо, но третья часто задает неожиданный ракурс рассмотрения проблемной ситуации».
Большое значение имеет демонстрация ученикам связи усваиваемых в школе знаний с практикой. Полезно, например, предложить ученикам следующее задание: придумать несколько жизненных ситуаций, в которых им могут пригодиться конкретные математические навыки или знание определенных физических законов.
Осознание подобных связей усиливает один из главных эффектов грамотного применения приемов эмоциональной регуляции: «вынос» приобретенных навыков и умений за границы предмета. Суть этого эффекта заключается в том, что ребенок научается не пасовать перед сложной задачей, не останавливается на первом неудачном решении, а продолжает искать и находить альтернативные пути. И этот подход постепенно входит в привычку при решении не только школьных задач, но и жизненных проблем.
Положительный эффект применения приемов эмоциональной регуляции можно усилить также посредством заданий, «связывающих» знания разных предметов в целостную картинку. Например, можно предложить детям подумать над тем, как протекала жизнь их сверстника в древнем мире. Как он писал? Какие математические примеры решал? Какие животные и растения его окружали?
Очень важно, чтобы применение приемов эмоциональной регуляции было системным (чтобы каждый этап обучения органично вытекал из предыдущего и переходил в следующую стадию). В этом случае эмоция удивления перерастает в более развитую форму – любопытство, которое заставляет ученика стремиться к проникновению в сущность изучаемого предмета или явления. Заметим, что при появлении эмоции любознательности одновременно исчезает проблема дисциплины на уроке.
В содержание учебного материала уроков и факультативов надо обязательно включать задания творческого характера. Творчество на уроке способствует тому, что любознательность поднимается до уровня сильной увлеченности. И тогда к ребенку приходит незабываемое состояние восхищения и удовлетворенности своими возможностями.