ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Вести уроки для детей, живущих за сотни километров
Решение проблем интернет-учебы не всегда зависит от учителей
Нередко учителя, работающие в небольших городах и сельских школах, услышав о педагогических инновациях московских
или питерских коллег,
равнодушно отмахиваются:
ни денег, ни возможностей. Поэтому мы попросили педагогов из небольшого города Удомля Тверской области рассказать о том,
как им удается осваивать технологию дистанционного обучения детей с особыми потребностями. Ведь условия
и возможности московской «i-Школы» и удомельского учебного заведения на самом деле сильно различаются.
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»… Несмотря на такое длинное и неповоротливое название, работа здесь ведется неформально, педагоги уже больше десяти лет стараются найти все более эффективные формы работы со своими подопечными. И по сути дела, пришли к тем же принципам и методам, по которым работает «i-Школа», – индивидуальные образовательные маршруты и расписание для каждого ребенка, индивидуальные занятия – только без дистанционной составляющей. Видимо, поэтому департамент образования именно им предложил в 2008 году принять участие в проекте «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» как одной из шести экспериментальных площадок Тверской области.
Педагоги центра съездили в Москву на семинар, подумали и решили принять предложение. Весь прошедший год длился подготовительный период. Педагоги определили круг возможных участников проекта, провели работу с родителями потенциальных участников. И уже на этом этапе «споткнулись» о первое препятствие. Условие для участия ребенка в эксперименте – статус инвалида, но получение его зависит от желания родителей и множества формальностей. Педагоги считают, что право на дистанционное образование нужно дать всем детям со справкой о надомном обучении.
Среди тех, кто захотел перейти на новую форму, педагоги выбрали семьи, которым можно доверить дорогостоящую технику и которые на самом деле заинтересованы в поддержке своего ребенка.
Параллельно шло обучение учителей, которые за этот год закончили соответствующие курсы, разработали примерные программы, планирование, изучили опыт коллег на сервере «i-Школы», где они зарегистрированы, так же как их первые дистанционные ученики. Настоящих компьютерных уроков пока нет, ребята и учителя все это время осваивали технику, пробовали элементы интернет-общения. Да и в наступившем учебном году, по словам директора центра Елены Митякиной, дистант будут вводить постепенно, по нескольку предметов каждому ребенку: нужно сначала посмотреть на результаты. Впрочем, за педагогическую и методическую составляющие директор не очень волнуется: все учителя, включившиеся в эксперимент, сделали это по собственному желанию, значит, и работа будет высокомотивированной. А вот технические проблемы… В центре пока нет подключения к интернету с достаточно высокой для дистанционного обучения скоростью (128 Кб/сек вместо 1000 Кб/сек). Когда-нибудь, конечно, подключат, но работу же и поддерживать надо.
Технические проблемы сильно затрудняют, например, доступ к дистанционному обучению для детей-инвалидов, живущих в сельской местности. К сотрудникам центра обратились родители двоих таких ребят. Там, где они живут, спутниковый интернет есть лишь в местной сельской школе. Родители – привозить туда своих детей, а сотрудники центра могли бы учить их дистанционно, но чтобы учителя получали оплату за эту работу, их нужно включить в штат той сельской школы. Или ребят, продолжающих жить дома, оформлять как учащихся центра. Одним словом, можно преодолеть все, кроме бюрократических препятствий.
И если бы не эти искусственные преграды, дистанционное обучение могло бы стать сетевым и доступным в полном смысле слова: учителя из любой школы области могли бы, оставаясь дома, вести уроки для детей, живущих за сотни километров. «А мы бы, – мечтает Елена Митякина, – сосредоточились на технической и методической поддержке и консультировании».
Материалы полосы подготовила Елена КУЦЕНКО