Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Кириллова Светлана

Не допущены, не аттестованы, исключены...

Правительство Италии приступило к школьным реформам

В Италии, как и в России, пытаются модернизировать систему образования. Лозунги – те же, что и у нас: оптимизировать расходы на содержание школ и вузов и приблизить систему к общеевропейским стандартам. Этим летом – вспомним наши споры о том, какой документ вручать не сдавшим ЕГЭ, – в Италии не выдали аттестаты 15 тысячам школьников.
«Мы вернулись к школе, которая не переводит из класса в класс всех», – заявила 13 июля 2009 года министр образования Мария Стелла Джельмини. Куда же ведет такой путь образовательных реформ?

 

Школа пенсионеров

Итальянская школа делится на три ступени. В 14 лет подростки заканчивают обязательную среднюю школу. Большинство из них поступают в трехлетнюю старшую профильную школу, которая состоит из сети профессиональных и технических институтов (где можно получить специальность), институтов искусств и лицеев (классических, естественно-научных и лингвистических), готовящих к поступлению в университет.
В качестве итоговых экзаменов за курс обучения в лицее, техническом институте и т.п. выпускники сдают письменный тест по итальянскому языку, письменный или устный экзамен по профилю лицея (математика – в научных лицеях и латинский язык – в классических) и экзамен, который называют «quizzone» («большая викторина»), – письменный тест, состоящий из вопросов с различными типами ответов (как вопросы разделов А и С на ЕГЭ), сформулированных на базе предметов последнего года обучения.
Мария Стелла Джельмини – самый молодой министр правительства Сильвио Берлускони. Год назад под ее именем началась реформа итальянского образования.
Итальянские школьники, не устает повторять министр образования, плохо овладевают компьютером, с трудом осваивают иностранные языки и не мотивированы к учебе, а расходы на систему образования не соответствуют результатам.
Впрочем, многие проблемы итальянской системы образования похожи на российские. Большинство школ расположены в сельской местности, некоторые – в труднодоступных местах (например, в горах), многие – в сейсмоактивных зонах. (В 2002 году при подземном толчке в деревушке Сан Джулиано не пострадал ни один жилой дом. Рухнуло только школьное здание, похоронив под развалинами 27 детей и учительницу.)
Молодые итальянские педагоги не хотят ехать в село. В сельских школах преподают пенсионеры (по разным оценкам, их до 60%). Людей привлекают фиксированная зарплата и социальный пакет. Пытаясь заработать больше, педагоги начинают сражаться за дополнительные часы. В итоге – перегрузки учеников. Или – абсурдная ситуация, ставшая нормой в начальной школе: три преподавателя, ревниво делящие между собой 27 учебных часов!

Одних сократить, других выгнать…

Итальянские учителя не могут предъявлять своим питомцам главный козырь их российских коллег: конституционную обязанность учиться. Ее попросту нет. И даже обязательное среднее образование было введено в стране лишь в середине 60-х годов. В Конституции Итальянской Республики есть лишь пункт, подлежащий весьма различным толкованиям: «Школа открыта для всех».
Летом 2009 года правительство Сильвио Берлускони приступило к школьным реформам.
Впервые не были возобновлены контракты с педагогами-пенсионерами. Положен конец гонке за часами: обязательное время школьной учебы сократилось до 30 часов в неделю. Лишь в исключительных случаях, по требованию большинства родителей, оно может быть доведено до 40 часов. В начальных классах теперь работает один учитель, получающий более высокую зарплату. А к государственному экзамену на аттестат зрелости стали допускаться только ученики с проходным баллом (это 6 баллов в 10-балльной системе) по всем предметам, включая поведение.
«Школа, которая переводит из класса в класс всех, – не та школа, которая приносит пользу ученику», – заявила министр образования.

Всем досталось

«Результаты настолько красноречивые, что кое-кто поговаривает о «разгроме», – констатировала газета «Ла Стампа».
Летом 2009 года 4,4% старшеклас­сников не были допущены к госэкзамену (вдвое больше, чем в 2008 году). 3% не смогли его сдать и не получили аттестата зрелости. Это около 15 тысяч человек.
Исключенных за неуспеваемость было свыше 63 тысяч (по другим данным, около 200 тысяч), хотя ученики обязательной средней школы рано или поздно вернутся к занятиям.
Зато те, кто не получил аттестата зрелости, уже не смогут – как их российские сверстники – пойти доучиваться в ПТУ и техникумы. Технический или профессиональный институт (а почти четверть их выпускников не выдержали госэкзаменов) – это и есть итальянский аналог ПТУ и техникума. И если уж их выпускники не получили аттестат зрелости, им ничто не поможет.
«Разгром», как его окрестила пресса, коснулся и высшей школы.
42,2% итальянских студентов не были переведены на следующий курс, а около 6500 студентов – отчислены за неуспеваемость. «Трудно сказать, от чего это зависит: от возросшей строгости преподавателей или от «невежества» учащихся, – с удивлением написала газета левых сил «Унита». – Но Джельмини призывает преподавателей к строгости, и возможно, это сказалось».
«Возвращается школа строгая, в которой поведение – составная часть оценки учащихся, – подтвердила министр образования. – Мы не боимся употреблять слова «авторитет», «дисциплина», которые должны вернуться и принадлежать миру образования».
Однако журналисты дружно возмутились, узнав о ситуации в средней школе «Кардарелли» в местечке Лорентеджо, недалеко от Милана. Двух шалопаев исключили за двойки по поведению (итальянские пять баллов из десяти). Директор школы Пьетро Агапито поспешил дать разъяснения: ученики «были исключены за неуспеваемость по шести предметам»
Ребятам было по двенадцать лет!

Проглотить обиду?

Мнения по поводу исключений из школы разделились.
Сенатор Ирене Адеренти (комиссия по культуре и образованию сената) заявила: «Увеличение числа исключенных (хотя это кажется парадоксом) – добрый знак, свидетельствующий о строгости и авторитетности, которые школа должна вновь завоевать».
Бывший заместитель секретаря Демократической партии Мария Анджела Бастико возмущена: «Отказ в аттестации, особенно в конце курса обучения, – это не провал одного ученика. Это – провал школы».
Психиатр Витторино Андреоли в своей книге «Письмо одному преподавателю» безжалостен: «Мы заставляем детей ходить в школу, чтобы потом подорвать их веру в свои силы».
А самый популярный в Италии журнал для семейного чтения «Фамилья Кристиана» заявил: «Строгость – не тот путь, который улучшит школу».
Крупнейшие итальянские газеты публикуют интервью со знаменитостями, которых в свое время выгоняли из школы. «Возможно ли, чтобы вы, один из крупнейших итальянских писателей, не могли сдать экзамен по итальянскому языку?» – спрашивает влиятельнейшая газета «Ла Репубблика» у писателя Никколо Амманити.
– Почему бы нет? – говорит писатель (чьи романы переводятся в России). – Мне три раза переносили экзамен на осень. Сказать по правде, в один год меня даже исключили из гимназии. В школе у меня не ладилось с итальянским, но я много читал и страстно увлекался ихтиологией. Мой первый роман родился из двух этих увлечений, он назывался «Жабры».
– То есть можно получить премию «Стрега» за лучший роман (вы ее получили в 2007 году) даже пропуская школу?
– Ну конечно! Хотя в любом случае исключение – это травма. Но я бы хотел посоветовать тем, кто переживает этот опыт, поразмыслить, проглотить обиду и потом начать сначала. Потеря одного года кажется тяжелым ударом, хотя на счетах жизни она ничто».

Живем нелегально, учимся законно

Некоторые итальянские СМИ попытались копнуть глубже: кто эти ребята, исключенные из школы?
«Сопоставим факты, – пишет журнал «Фамилья Кристиана». – Среди исключенных из школы учеников высочайший процент – иностранцы. В Генуе именно они составляют 88 процентов среди исключенных».
Итальянский закон 1999 года гласит, что все дети и подростки школьного возраста, «находясь на территории страны и нуждаясь в различных ступенях обучения, имеют право на образование независимо от того, имеют ли они постоянный вид на жительство».
Парадокс в том, что дети нелегалов, которые в любую минуту могут быть выдворены из страны, имеют конституционное право посещать школу.
Летом 2009 году Кассационный суд принял решение, которым признается, что можно сдавать экзамены на аттестат зрелости без вида на жительство.
Итальянская школа не знает послед­cтвий демографического кризиса. В прошлом году в школы и лицеи пришли почти 200 тысяч детей, родившихся в Италии от родителей-иммигрантов (так называемое «второе поколение»). К ним прибавились 46 тысяч новых иммигрантов. Это в шесть раз больше, чем было в 1998/99 учебном году.
Однако итальянские учителя, работающие в многонациональных школах, отрицают, что дети иммигрантов учатся хуже других: «Напротив, если они поступают в школу в раннем возрасте, иностранцы более мотивированы и прилежны».

Не пойду больше учиться!

Узнав об исключении, многие итальянские школьники заявили родителям: учиться они больше не пойдут.
Интернет-сайты и специальные газетные рубрики принялись раздавать перепуганным семействам советы – как вести себя, если их ребенка выгнали: а) из средней школы; б) из старшей школы; в) с первого или второго курса университета.
Советы разумные.
Но помогают мало.
Осенью самые старшие из исключенных вышли на площади.
В центре университетского города Болоньи начало учебного года было отмечено палаточным лагерем. В Милане устроили манифестацию. В Риме обещают демонстрацию, которая закончится битьем витрин, а заодно – окон в Министерстве образования.
Однако акции протеста закончатся. А 15 тысяч выпускников, заваливших экзамен на аттестат зрелости, не смогут найти легальную работу.
Один мудрый инспектор районо из Бергамо подвел итог: «Исключение из школы помогает только черному рынку труда».

А что в России?

В 2009 году около 2% российских выпускников (около 20 тысяч человек) не смогли сдать ЕГЭ по обеим предметам: по математике и русскому языку. Предполагалось, что таких будет около 20% (200–300 тысяч).
Куда пойдут те, кто остался без аттестата?
В Томской области выпускникам, не получившим аттестата, предложили пройти ускоренное обучение в ПТУ и техникумах. При этом им перезачтут положительные оценки по школьному курсу и через год выдадут документ, позволяющий поступать в вузы.
А власти города Волжского Волгоградской области предложили двоечникам бесплатно стать студентами колледжа муниципального Института экономики, педагогики и права. Ребята будут заново проходить программу средней школы с элементами выбранной профессии. Затем, пройдя обучение первого уровня, повторно сдадут ЕГЭ и перейдут на второй уровень. Или – отнесут документы в другой вуз.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Италсклад». Компания «Италсклад» предлагает приобрести элегантную итальянскую мебель, которая украсит интерьер любого помещения и выгодно подчеркнет статус своего владельца. Созданный для Вашего удобства интернет магазин компании «Италсклад» позволит совершить покупку, не покидая кресла за Вашим компьютером. Вся представленная на сайте итальянская мебель в наличии со склада в Москве. Большой каталог интернет магазина компании «Италсклад» включает в себя итальянские гостиные, спальни, детские, прихожие и кабинеты. Посетить интернет магазин компании «Италсклад» можно по адресу http://italsklad.ru