Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Итоги КПМО – точки роста и точки консервации

Этап комплексных проектов завершается. Что дальше?

В Москве 6–7 ноября прошла межрегиональная конференция «Системные эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов комплексных проектов модернизации образования в субъектах Российской Федерации». Ее организаторы – Министерство образования и науки РФ и Институт образовательной политики «Эврика», которому был поручен мониторинг проекта. Основными темами конференции стали анализ достигнутых в ходе КПМО результатов и постановка задач на 2010–2012 годы.

 

С обязательствами справились не все

Напомним, что комплексные проекты модернизации образования как одно из ключевых направлений приоритетного национального проекта «Образование» реализовались с 2007 по 2009 год при участии 31 субъекта РФ, отбор которых проходил на конкурсной основе.
Пилотные регионы отрабатывали введение новых систем оплаты труда, нормативно-подушевого финансирования, создание системы оценки качества образования (СОКО), реструктуризацию школьной сети, расширение общественного участия в образовании (организация управляющих советов в школах).
Руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский констатировал, что не все участники проекта успешно справились с взятыми на себя обязательствами. Среди участников проекта он выделил точки роста (Краснодарский и Пермский края, Калининградскую область) и точки консервации – те регионы, в которых не произошло реальной модернизации системы образования.
В частности, в структуру заработной платы учителя не были включены внеурочные занятия, учитывалась только аудиторная нагрузка. Таким образом, доходы учителя были поставлены в зависимость от количества часов, что характерно для Единой тарифной сетки, а не для новых систем оплаты труда, учитывающих все виды деятельности учителя. В результате в этих регионах не удалось добиться корреляции между ростом заработной платы и повышением качества образования.
Кроме того, при формировании НСОТ большинство школ отказалось от собственных моделей, отдав предпочтение спущенным сверху регламентам.
В связи с этим главные задачи предстоящего периода А.Адамский видит в создании конкурентной среды на всех уровнях образования (региональном, муниципальном, школьном) и в развитии самостоятельности школы как главного условия модернизации.
Эту позицию в полной мере разделяет и директор Центра образования № 548, член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский, по убеждению которого, «в конкурентной среде не могут действовать несвободные люди, точно так же как школа не может быть свободной, если не будет конкурентной среды».
Между тем, по его словам, абсолютное большинство директоров школ пользуются услугами централизованных бухгалтерий, не желая самостоятельно распределять выделяемые им средства.
По словам Адамского, с завершением проекта модернизация образования переходит на качественно новый уровень.
«Многие согласились на участие в КПМО в обмен на федеральное финансирование, и деньги были потрачены неэффективно. Пришло время модернизации на основе инициативы самих регионов. Это означает, что точка возврата пройдена, но ответственность субъектов РФ возрастает», – считает ректор «Эврики».

Новые планы

С этого года в рамках КПМО по инициативе регионов стартует ряд новых проектов – таких как переход в автономные учреждения, введение института тьюторства, создание инновационных площадок по апробации школьных стандартов второго поколения.
В рамках проекта «Кадровая модернизация региональных систем образования», в котором примут участие более 10 регионов, планируется отработать индивидуально ориентированную модель повышения квалификации педагогов и директоров школ, которая будет организована в очной и дистанционной формах.
Заслуживает внимания проект Респуб­лики Бурятии по апробации сетевых образовательных программ для сельских малокомплектных школ, цель которых – реализация индивидуальных подходов в обучении на основе дистанционных технологий.
Кроме новых программ, планируется дальнейшее совершенствование уже освоенных в ходе КПМО механизмов – например, создание бюджетных фондов для поддержки инноваций на уровне школ и муниципалитетов, распределяющих средства на конкурсной основе (на примере Калининградской области).
Многое предстоит сделать и для развития СОКО, включая формирование портфолио учащихся с целью оценки не только академических достижений, но и социального опыта. Предполагается, что наряду с результатами ЕГЭ портфолио будет учитываться при поступлении в вузы.
Также необходимы повышение квалификации общественных управляющих советов и сертификация их деятельности. Это вдвойне актуально в связи с перспективами перехода школ в автономные учреждения, в которых процесс распределения бюджетных и внебюджетных средств становится особенно сложным (как известно, эта задача относится к полномочиям управляющих советов).
Как говорили участники конференции, проект завершается, но модернизация продолжается. И теперь главная задача состоит в том, чтобы наиболее эффективные механизмы, отработанные пилотными регионами, были взяты на вооружение остальными.
В условиях дефицита средств
КПМО называют самыми амбициозными и затратными проектами за всю историю образования. Только из федерального бюджета на их реализацию за период с 2007 по 2009 год было выделено порядка 16 млрд рублей, объем софинансирования многих субъектов РФ на эти цели превысил сумму федеральных субсидий примерно в четыре раза. Значительная доля региональных средств была направлена на повышение фонда оплаты труда учителей.
Наиболее быстрыми темпами росла зарплата педагогов в Московской области, Краснодарском крае, Калининградской и Белгородской областях, что позволило повысить данные показатели почти вдвое по сравнению с 2006 г., то есть до начала проекта. Так, в 2008 г. средняя зарплата учителей в Московской области составила 23–25 тыс. рублей, в Краснодарском крае – 12–14 тыс., что составило 93% от среднего уровня заработной платы по экономике региона, в Чувашии и Мордовии – 8 тыс. рублей, что также соответствует средней заработной плате в данных субъектах РФ.
Однако, как рассказала нам директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина, из-за кризиса в 2009 году во многих регионах, особенно относящихся к числу доноров, возникли огромные сложности с формированием бюджетов, что негативно отразилось на финансировании системы образования.
Кроме того, существенная доля средств ФОТ уходит на выплату минимального размера оплаты труда (МРОТ), который с 1 января 2009 года был повышен с 2300 до 4330 рублей.
По словам Ирины Абанкиной, это стало не менее форсмажорным обстоятельством для экономики образования, чем кризис. Итоги пока подводить прежде­временно, но мониторинг на сайте http://www.kpmo.ru/kpmo/gis-view/ показывает в ряде случаев отрицательную динамику показателей 2009 г. по сравнению с благополучным 2008 годом.
Как ни странно, эти вопросы остались за рамками обсуждения участников конференции, несмотря на то, что успех реализации большинства направлений КПМО зависит от объемов финансирования.