ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Безопасность в Сети
По данным социологических опросов, лишь некоторые родители допускают мысль о том,
что пребывание ребенка в интернете небезопасно. А учителя вообще не включают эту тему в зону своей компетенции. Мы публикуем материалы с ресурса http://www.ifap.ru/library/book099.pdf/, это своего рода памятка для взрослых, небезразличных к тому, какой жизнью живут дети в Сети.
«Зачем?»
Родители должны понимать, какая информация нужна ребенку для развития. Одно дело – найти хорошую книгу и подтолкнуть ребенка к диалогу с ней, но что, если искомая информация находится в интернете? Тогда нужно сесть с ребенком к компьютеру и попытаться найти ее вместе. В этом случае ребенок будет позитивно учиться искать, находить и использовать информационные ресурсы и технологии. Важно, чтобы и сами родители, и дети понимали, что в информационном пространстве есть свои плюсы и минусы, плохое и хорошее.
То, что дети проводят в интернете слишком много времени, огорчает большинство родителей. Поддержание в жизни детей разумного равновесия между развлечениями и другими занятиями всегда было испытанием для родителей. Интернет сделал это еще более трудной задачей. Общение в интернете и интерактивные игры могут настолько затягивать детей, что они часто теряют ощущение времени.
«Какой?»
Обратите внимание на психологические особенности вашего ребенка. Социально дезадаптированные дети имеют повышенную вероятность к приобретению интернет-зависимости. Если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пребыванию там, где ему комфортно. С другой стороны, интернет может помочь застенчивому ребенку найти ту среду общения, которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку.
Главный симптом интернет-зависимости – отказ от своей реальной жизни. Ребенок страдает, если на несколько дней «отключен» от интернета. Но не запрещайте интернет. Для большинства детей он является важной частью их общественной жизни.
«Каким образом?»
Поддерживайте равновесие. Пусть ребенок почаще играет с другими детьми на свежем воздухе. Помогайте ребенку участвовать в общении вне интернета. Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например судомодельный или литературный кружок.
Предлагайте альтернативы. Если вам кажется, что ваши дети интересуются только онлайновыми развлечениями, попробуйте предложить им автономный аналог одной из их любимых игр. Например, ролевую игру на тему фэнтези, предложите ему почитать книги той же тематики.
Существуют программы, которые ограничивают использование интернета и осуществляют контроль за тем, какие сайты посещаются, например MSN® Premium. Однако сообразительный ребенок, если постарается, может и отключить эту службу. Поэтому ваша конечная цель – развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности.
Алексей ДЕМИДОВ,
заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»