Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В новом журнале Центра «Педагогический поиск» («СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 5 за 2009 год) опубликована тематическая подборка материалов Р.Масахудовой: «Как избежать конфликтов в общении», «Правила поведения для конфликтных людей» и «Четырнадцать правил поведения в конфликте». Как видим, заголовки публикаций говорят сами за себя: тематическая подборка посвящена способам предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.
Отметим, что каждое из четырнадцати правил автор сначала формулирует в кратком виде, а затем дает детальное пояснение. К примеру, шестое правило гласит: «Предложите другой стороне высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения». А вот развернутый авторский комментарий к этому правилу: «Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся поло­жение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр решений. Потом выберите лучшее. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и он должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным».

Один из способов создания комфортной и безопасной образовательной среды – разработка правил класса. Но разработка и формальное принятие общих норм еще не гарантируют их выполнения. Почему же правила жизни класса нередко игнорируются учениками? Об этом статья Ларисы Ручко «Договор как условие обеспечения безопасности в пространстве класса» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2009 год). Автор анализирует типичные ситуации несоблюдения правил. Первую ситуацию автор условно обозначил фразой: «Я не понял». В этом случае правило не выполняется, если не раскрыта его сущность. Например, такая формулировка, как: «У нас принято рыцарское поведение по отношению к дамам», может вызвать, в частности, дополнительный вопрос: что в себя включает «рыцарское поведение»? Другая ситуация получила условное название: «А почему он?..» – правило может потерять свою значимость, если не распространяется на всех участников образовательного процесса. Например, педагог говорит ученикам: «У нас принято отвечать за свои действия (слова и поступки)», а сам забывает выполнить обещания. Еще одна проблемная ситуация: «Мы об этом не договаривались». В этом случае сложности возникают из-за того, что соглашение о взаимном обязательстве сторон по выполнению правил не было закреплено. Этот факт желательно зафиксировать не только в устной, но и в письменной форме.
Все эти случаи свидетельствуют о том, что кроме разработки самих правил необходима работа по обеспечению их понимания, принятия, продумыванию возможностей по их выполнению, определению подкреплений и санкций для участников соглашения. Эти задачи могут быть решены с помощью специальной технологии создания договора, которая тоже описана в статье.

В нашей стране становится все больше детей, которые находятся «в ситуации дезадаптации к школьной жизни». Основная проблема, по мнению специалистов, в том, что многие школьники не способны выстраивать положительные межличностные отношения. Как пишет кандидат педагогических наук Н.Шкуричева в статье «Почему они «учатся рядом, а не вместе»?» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 8 за 2009 год), умение общаться и взаимодействовать со сверстниками «в определенной мере сформировано лишь у 24% первоклассников». Если же говорить обо всех возрастных категориях школьников, то проблему межличностных отношений в классе на первое место по значимости ставят от 24 до 84% (в зависимости от возраста) учеников. От 17 до 48% школьников (преимущественно ученики пятых–восьмых классов) указывают на проблемы в межличностных отношениях с учителями. Ребята хотят: «чтобы учителя были добрее», «чтобы понимали, что одному легко дается математика, а другому совсем никак», «почаще спрашивали о нашем настроении».
Педагогам, стремящимся лучше понять проблемы межличностных отношений в конкретном классе, автор рекомендует воспользоваться специальной методикой «Я и моя школа». Эта методика помогает не только выявить трудности в межличностном взаимодействии, но и начать их преодолевать.