О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
И.Ю.Млодик
Книга для неидеальных родителей
М.: Генезис, 2009
Вместо предисловия автор пишет: «Это книга для любящих, мыслящих и немного тревожных родителей, которые понимают или догадываются, что они растят настоящее чудо. И потому в ней не будет умных советов и правильных указаний. Я не знаю, что нужно, чтобы именно ваш ребенок вырос счастливым. Но верю в то, что книга позволит вам лучше понимать своих детей, превращая совместную жизнь в увлекательное путешествие». И выполняет свое обещание, используя опыт «неидеальной» мамы и опытного детского психолога.
Сначала автор рассказывает о сложных родительских чувствах и непростых вопросах, возникающих у пап и мам. Из чего рождается родительская тревога и как она влияет на ребенка, что такое родительская вина, раздражение, стыд, ответственность; как быть с детскими желаниями, как запрещать и хвалить, что значит «вырастить настоящего человека»?
Искать ответы можно, лишь приблизившись к пониманию детской жизни. Для этого автор предлагает нам вторую часть, названную «Детский мир», где рассказывает о смущающих взрослых детских чувствах – страхе, злости, горе, стыде и о ребячьих желаниях – «разных, интересных, тревожащих, смешных».
Отдельные главы раскрывают изменения, происходящие с ребенком на пути взросления, и особенности воспитания единственного ребенка, старшего, младшего, усыновленного, ребенка с ограниченными возможностями. Обо всех этих важных вещах автор говорит, рассказывая смешные и печальные детско-взрослые истории.
Матс Йоханссон, Йеспер Йенсон
Лицом к реальности
М.: ЛомоносовЪ, 2009
Одним из главных критериев работы школы можно считать успешность ее выпускников. В последние годы она все больше зависит не только от хорошей академической подготовки, но и от умения применять полученные знания, от социальной адаптированности, гибкости, умения ориентироваться в изменяющейся ситуации, быстро принимать верное решение, брать на себя ответственность. Эти качества трудно развивать, сидя за партой.
Авторы книги предлагают другой путь. У себя на родине, в Швеции, они предложили и опробовали систему обучения через предпринимательство, понимая этот термин не только как бизнес, но скорее как способность извлекать пользу из предоставленных возможностей.
Учитывая, что сегодняшние выпускники будут работоспособны еще лет пятьдесят, мы даже не можем себе представить, какие знания и навыки им могут пригодиться. Поэтому школа в первую очередь должна выращивать в учениках «умение видеть возможности и оптимально использовать их, дух предприимчивости, честолюбие и упорство». Авторы предлагают дать ученикам возможность использовать в своем образовании настоящую жизнь, подлинные проблемы, ситуации, отношения с «реальными взрослыми» из местного сообщества.
На практике это выглядит как систематическая работа над серией проектов в сотрудничестве с компанией, которая выступает по отношению к ребятам в роли наставника. В процессе этой деятельности ученики знакомятся со структурой компании, принципами ее работы и в то же время на практике используют академические знания, полученные на уроках. По мере разворачивания проектов у ребят возникают вопросы, догадки, гипотезы, складываются алгоритмы самостоятельной деятельности, с которыми они приходят к своим школьным преподавателям уже не в качестве пассивных потребителей знаний, а с активными образовательными запросами.
В результате изменяются и взаимоотношения с учителем, и критерии оценки своих результатов. Причем естественно, а не по указанию сверху.
Возможно, поэтому новой системой образования заинтересовались в том числе и в нашей стране. Авторы проводили здесь семинар для учителей. И несколько последних лет шведский подход используется педагогами Санкт-Петербурга и других городов северо-востока России.