Учитель составляет план. Для кого?
Педагогов контролируют все жестче
Когда контролирующие инстанции приходят в школу с комплексной (пусть и плановой) проверкой, людям становится не по себе: прицепиться могут к чему угодно. Не к работе, разумеется, а к бумагам. В этом сезоне, судя по письмам читателей, камнем преткновения стал календарно-тематический план учителя. Его назначение – уложить содержание программы по предмету в отведенное количество часов. Оказывается, не только…
«Долгое время календарно-тематическое планирование вообще не проверялось, – пишет учитель из Иркутской области. – Соблюдалось «право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением» (ст. 55 Закона «Об образовании» РФ). Но теперь контроль усиливается, и к календарно-тематическому планированию у проверяющих повышенный интерес. Точные даты уроков должны быть проставлены до конца года (осенью, когда расписание все время меняется). Темы – в точности соответствовать формулировкам программы (не учебника). Даты и темы должны быть в строгом соответствии с записями в журнале. За любое несовпадение – выговор.
А если педагог болеет, уехал на семинар или курсы и его никто не заменяет, он все равно обязан записать в журнал темы урока. И если уроки сняты по решению администрации для проведения каких-либо мероприятий. И если пурга, морозы, снежные заносы. Главное – записать. Что это за нововведения? Кому нужна эта ложь? Ведь дети видят журнал».
Нового-то как раз тут ничего нет. Так было и лет 20 назад. Но тогда не требовали указывать в календарно-тематическом плане тип урока, формы работы (учителя и ученика), формы оценки качества знаний учащихся, домашнее задание с дозировкой. И чтоб было отмечено применение ИКТ, количество тестовых заданий в форме ЕГЭ, а также приведен список дополнительной литературы. При одном управлении образования строго требуют плана в восемь разделов, при другом – объема не менее 25 листов.
Мы поговорили с региональным методистом из управления образования:
– Вопрос о том, какое планирование следует признать достаточным, решается на местах. Мы, например, исходим из ст. 32 Закона «Об образовании»: школа «на основе примерных учебных программ, утвержденных МОН РФ, разрабатывает свои рабочие программы по всем учебным предметам учебного плана школы». Так что календарно-тематический план и есть рабочая программа учителя. Ключевой документ для органов контроля.
…Однако заметим: понятия «календарно-тематическое планирование» в Законе «Об образовании» РФ не существует, а о разработке нормативно-правовых основ рабочей программы учителя что-то не слышно. Так что сплошная самодеятельность: всяк тянет учителя вместе с его планами в сторону своего разумения. И бессмысленной работы «на дядю» учителю приходится делать все больше и больше. Между тем никто, кроме него, за качественное прохождение программы не отвечает.