Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Фоминова Алла

Взаимодействие с ребенком в учебном процессе

О психологических закономерностях и механизмах в обучении и воспитании

В психологии существуют законы и механизмы, с которыми следует считаться, как с законом притяжения. Только действуют они не так явно, поэтому иногда кажется, что можно и не учитывать их. Конечно, некоторые люди интуитивно выходят
на оптимальное поведение в процессе обучения других, в процессе общения. Но, к сожалению, далеко не все.
Какие же важные закономерности работы нашей психики важно знать и учитывать при взаимодействии с ребенком в учебном процессе?
В нашей жизни, и в педагогической области в частности, можно отметить значимые психологические явления, оказывающие воздействие на весь процесс образования детей. Что это за явления, действие которых мы не всегда замечаем? Чтобы разобраться в некоторых из этих вопросов, попробуем обратиться к наиболее известной научной информации.
Взаимодействие учителя и ученика связано с деятельностью познавательной, эмоциональной, личностной сфер. Учитель
и учащиеся включены и в социум. Поэтому остановимся на некоторых законах, механизмах, явлениях из разных сфер нашей психики и социальной действительности.

 

Законы, механизмы и явления, проявляющиеся в процессе усвоения знаний

1. Закон развития высших психических функций (Л.Выготский). Усвоенные человеком знания являются достаточно прочным фундаментальным массивом. Когда мы спрашиваем ребенка о том, чему он уже научился, то проверяем не его способности, а выявляем именно усвоенный социальный опыт. Выготский назвал эту область «зоной актуального развития». Зона актуального развития – это «знание итогов вчерашнего дня». Но есть тонкий слой психики, где происходит наращивание социального опыта, знаний с помощью более знающего человека. Только на этом уровне идет развитие и воспитание человека. Этот уровень Выготский назвал «зоной ближайшего развития». Она определяется по возможности ребенка выполнить более сложное задание, чем обычно, принимая помощь взрослого. Однако есть такой социальный опыт, который ребенок не в состоянии воспринять даже с помощью взрослого. Эту область социального опыта иногда называют «областью невозможного». Сколько бы мы ни старались, ребенок пока не может усвоить данную информацию.
Если в процессе обучения мы обращаемся прежде всего к зоне актуального развития, то особого продвижения в развитии ребенка не наблюдаем. Если же часто ставим нерешаемые для ребенка задачи даже с нашей помощью, то в результате может сработать механизм «выученной беспомощности».

2. Механизм «выученной беспомощности». Выученная беспомощность – особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Например, первоклассник не может усвоить материал в классе, дома ему помочь некому, сам пробует, но справиться не может, в результате – плохая отметка. Эта плохая отметка действует как негативное воздействие, наказание. При многократном повторении такой ситуации и наступает выученная беспомощность. Характеризуется она тем, что тормозится активность, ослабляется мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Очень печально, что выученная беспомощность имеет тенденцию к генерализации: возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие – происходит отказ от попыток решения задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов. Так неуспешность по одному предмету может спровоцировать вообще отказ от учебной деятельности. Хочется подчеркнуть, что этот механизм объективен, психика животных реагирует на невозможность уйти от негативного воздействия тем же образом – отказом от деятельности.
Если кто-то из ваших учеников получил за короткое время много двоек, потерял интерес к предмету, стал пропускать уроки, а главное – не пытается переломить ситуацию, то велика вероятность, что механизм выученной беспомощности сработал. Приглядитесь, пожалуйста, повнимательнее к каждому из неуспешных учеников. Этот механизм может потом всю жизнь срабатывать в трудных ситуациях. А нам важно, чтобы во время учебы в школе срабатывал другой механизм – «самоэффективности».

3. «Теория самоэффективности» (А.Бандура). Самоэффективность – это вера в эффективность собственных действий в сложной ситуации и ожидание успеха от выполнения этих действий. Ученик верит, что сможет разобраться в сложном для него материале и, разобравшись, обязательно выполнит задание.
А.Бандура обращает внимание, что ожидания человека связаны, с одной стороны, с ожиданием эффективности, а с другой стороны – с ожиданием результатов. Ожидание эффективности – насколько человек верит, что может вести себя определенным образом для получения желаемого результата (делать каждый день дополнительные задания, чтобы получить 5 по математике). Ожидание результатов – оценка человеком того, что определенное поведение (дополнительные занятия) приведет к определенным результатам (5 по математике). Некоторые ученики верят, что они могут выполнять задания, но не верят, что от этого будет результат. Вспомните героя фильма «Большая перемена» Григория Ганжу и его слова, обращенные к жене-учительнице: «Ты ведь мне все равно пятерочку не поставишь». В этом высказывании мы слышим такой смысл: «Да, я могу это сделать, но результата не будет».
Некоторые ученики верят, что при должном поведении могут достичь результата, но не верят, что способны на такое поведение: «Я не смогу, у меня не получится».

На формирование самоэффективности влияют следующие обстоятельства:

1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.
2. Опыт, приобретенный с помощью наблюдения за другими людьми.
3. Высказывания других людей в виде поддержки (подкрепления) или в виде осуждения (наказания).

Проанализируйте свое поведение, поведение ваших учеников. Как проявляется теория самоэффективности в жизни? Каких реальных или литературных героев можно предложить ученикам как модель проявления самоэффективности?

4. Законы подкрепления и наказания (Б.Скиннер). Наиболее действенным в процессе обучения является, безусловно, позитивное подкрепление учащегося, выраженное вниманием, улыбкой, похвалой, отметкой и т.п., чем наказание, связанное с запретами или негативными воздействиями. Наказание обычно не демонстрирует и не подчеркивает желаемое поведение, просто привлекает внимание к нежелаемому результату, а ведь это не очень полезно в учебной ситуации. Нежелательное действие в результате наказания может прекратиться только на время. К тому же негативные эмоции при наказании связываются с тем человеком, который наказывает, а не с действием, за которое наказывают.
Известный педагог М.П.Щетинин установил в школе правило: если учитель сделал замечание ученику, то потом должен восемь раз отметить положительные моменты в его поведении. Может, тоже попробовать?

5. Явление «спекуляция на понижение». Желание постоянно поощрять даже минимальную познавательную деятельность детей, проводить обучение на облегченном учебном материале, не способствующем умственному и волевому напряжению ребенка, так же негативно отражается на его развитии, как и преподавание в так называемой «зоне невозможного развития».

Законы, механизмы и явления, проявляющиеся в процессе развития личности

1. Ведущая роль социального контекста или социальной ситуации развития (Л.С.Выготский). Решающее влияние на развитие ребенка социальная ситуация оказывает в дошкольном и младшем школьном возрасте: влияние языка, овладение предметами, система отношений со взрослыми и сверстниками. В более позднем возрасте от социального контекста воспитания ребенка зависит процесс формирования образа мира. Поэтому очень важно, чтобы программы обучения были наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.
Насколько часто мы прибегаем к примерам из нашей истории, литературы, вовлекаем детей в чтение произведений, которые пробуждают чувства общности, взаимосвязи поколений, значимости современного этапа развития страны? Как мы сами выстраиваем отношения с подрастающими учениками?

2. Психологический механизм «Сдвиг мотива на цель». Этот механизм связан с важнейшей потребностью человека – в общении, в принятии. И чем младше ребенок, тем чаще его интересует не сама деятельность, к которой его призывают (убрать игрушки, выучить уроки, хорошо подежурить), а элемент общения со значимым для него взрослым. Но со временем его правильные действия сами по себе доставляют ему радость. Таким образом, ребенок сначала выполнял правильное действие (цель) ради общения с мамой или учителем (мотив). Затем это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом). Он уже делает уроки не ради мамы или похвалы учителя, ему нравится чувствовать себя самостоятельным, узнавать что-то новое и т.д. Важно подчеркнуть, что этот механизм работает только в том случае, если цель длительно и стойко насыщалась положительными эмоциями. Если же общение со взрослым безрадостно, то механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.
Не надо бояться, что ребенок начинает что-то делать ради похвалы, внимания. Важно, чтобы эта деятельность стала для него интересной в процессе общения со взрослым, сама стала мотивом.
Начал писать ребенок доклад ради отметки, а вот уже и четвертные отметки выставили, и без доклада пятерка вышла, а он все пишет, заинтересовался, хочет довершить. Да, понимаем, сработал механизм. Вспомните такие ситуации из своей практики – радостно станет!

3. Психологический механизм идентификации. Прежде всего дети начинают подражать своим родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежде, занятиях. Одновременно они усваивают и внутренние черты родителей – их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования. Характерной особенностью этого процесса является то, что он происходит независимо от сознания ребенка и также не контролируется в полной мере родителями. А.С.Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» пишет: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. …А если вы дома грубы или хвастливы… вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо…»
На более поздних возрастных стадиях расширяется круг лиц, из которых выбирается объект идентификации. Учитель особенно часто становится моделью для подражания, сам того не замечая. Обратите внимание на учеников, отметьте обязательно, кто и в чем вам подражает.

4. Психологический механизм «Принятие и освоение социальных ролей». В своей жизни человек задействован в разных ролях: сын, брат, ученик, защитник в хоккейной команде, культорг класса, дежурный и т.д. Освоение все новых социальных ролей влияет на формирование личности: появляются новые мотивы, изменяются системы взглядов, ценностей, отношений. Каждая роль, получаемая ребенком в школе, ведет к его личностному изменению. Приведу пример чуткого понимания учителем действия данного механизма: директор, узнав на педсовете, что один из семиклассников, постоянно нарушающий дисциплину, является лидером класса, сказал: «Надо придумать ему какую-нибудь должность. Например, главный дежурный по школе».
От учителя зависит оптимальная социализация ребенка в школе, в классе. И один из факторов – важная для ребенка роль. Так давайте придумывать!

5. Социолог Роберт К.Мертон назвал «самосбывающимися пророчествами» феномен, в результате действия которого наши фантазии превращаются в нечто вполне реальное. Мы начинаем действовать в соответстии со своими ожиданиями и тем самым реализуем «пророчество». Вот почему детей важно настраивать на успех, не подкреплять проявляющуюся у некоторых учащихся тенденцию самоуничижения: «Я неудачник», «Я этого никогда не пойму» и т.д.

6. Самореализующееся пророчество, или Эффект ожидания, или Эффект Пигмалиона (Р.Розенталь). Этот закон тесно связан с феноменом самосбывающихся пророчеств. Было выявлено, что человек, ожидающий результатов от своих подопечных, может оказывать влияние на эти результаты через неуловимые знаки, реакции на действия подопечного. Роберт Розенталь продемонстрировал эффект ожидания экспериментатора не только в лабораторных условиях, но и в школьных классах. Учителям был дан список детей, которые якобы получили очень высокие баллы по тесту интеллекта. В конце учебного года обнаружилось, что именно эти дети, от которых учителя ожидали высокого интеллектуального роста, в среднем показали значительно более высокий коэффициент интеллекта при повторном тестировании, чем остальные учащиеся. Можно вслед за Р.Розенталем провести такой эксперимент у себя в классе, просто очень поверив в кого-то из самых отстающих учеников.
7. Роль сценарных предписаний в жизни человека. В определенных обстоятельствах слова, сказанные значимым для ребенка взрослым человеком, могут бессознательно превратиться в жизненный сценарий. Этот механизм похож на так называемые «самореализующиеся пророчества», когда установка, данная значимым человеком, начинает претворяться его подопечным в жизнь. Примеры из литературы:
1) «Помимо скверного характера было еще кое-что, некоторое неудобство, оставленное ему светлой страдалицей Серафимой Ильиничной (библиотекарем, с которой в детстве общался герой повести Д.Рубиной «На Верхней Масловке»). А именно: подслеповатый, упорный ее взгляд, и тихое: «Петечка, надо быть честным мальчиком»… Детская память легкая, многое затушевывается… Но вот это – «Надо быть честным мальчиком, Петечка» – въелось родимым пятном. Таскал с собой повсюду, как узелок с бедным скарбом, стеснялся и прятал: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Просто до банальности. Но несколько раз это останавливало на том краю, с которого другие ступали».
2) «При расставании (юного Павлуши Чичикова с отцом. – А.Ф.) слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то хоть и в науке не успеешь, и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего на свете… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном… и с тех пор его больше не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу» (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»).
При анализе этого механизма важно начать с себя, вспомнив слова значимых близких людей, которые оказали на нас воздействие. А потом уже можно думать над тем, какие посылы идут от нас к ученикам и близким людям.

Законы, механизмы и явления, связанные с развитием эмоциональной сферы личности

Конечно, все учителя и родители хотят, чтобы дети учились с удовольствием, чтобы им самим было интересно решать, сочинять, рассуждать, то есть была внутренняя мотивация на учение. Давайте же обратим внимание на некоторые законы и механизмы нашей психики, которые связаны с этой непростой сферой, – эмоции и мотивация, то, что нас побуждает к действию.
1. Взаимосвязь эмоций и интеллекта. Несомненно, для успешного обучения у ребенка должен быть определенный настрой. Поэтому важно обратить внимание на интерес – сложную человеческую эмоцию, так много значащую в нашей жизни, особенно в жизни человека обучающегося. «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-то уже знакомым, и вместе с тем он должен заключать в себе некоторые новые формы деятельности. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас… Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живая боль, живое чувство. Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием» (Л.С.Выготский).
Обнаружение неизвестного и даже загадочного в учебном материале, вопросы по теме, на которые никто пока не знает ответа, настраивают детей на особенное восприятие информации. Заинтересовав в начале урока, нам важно это состояние поддерживать.

2. Закон оптимума мотивации (М.Йерс, Дж. Додсон). По мере усиления мотивации, желания что-то хорошо выполнить степень эффективности деятельности человека будет возрастать. Однако это происходит до определенного предела. Из-за чересчур сильного желания выполнить задание хорошо эмоции начинают «захлестывать» человека, он может потерять сосредоточенность, четкость понимания, поэтому велика вероятность ухудшения деятельности. Вот почему некоторые ученики на очень ответственной контрольной работе показывают плохой результат, особенно когда взрослые не устают напоминать о значимости этой работы.

3. Излишнее внешнее поощрение чаще приводит к уменьшению внутренней мотивации (Деси, Фишер). Наши поступки мотивируются прежде всего внутренне в соответствии с нашими индивидуальными особенностями (интересы, способности, ценности, желания и т.п.). Также нас больше привлекает та деятельность, которую мы сами организовываем, контролируем, которая развивает у нас чувство компетентности. Усиление же внешнего поощрения ребенка за какую-то деятельность (отметки, лакомства, деньги и т.п.) чаще всего приводит к уменьшению внутренней мотивации. Например, если ученика в школе вознаграждают за каждый правильный ответ хорошей отметкой, то у него будет все меньше и меньше желания действовать просто ради познавательного интереса.

4. Согласно важнейшей из закономерностей – закону эффекта (Э.Торндайк), в случае если какое-то действие приводит к желательному результату, вероятность его повторения возрастает, а если к нежелательным последствиям – снижается. Таким образом, ученик, чаще других достигающий хорошего результата при решении учебных заданий, вероятнее всего охотно будет их выполнять. Важно обеспечить ребенку в школе ситуацию успеха (эффекта), давая ему оптимально трудные задания и чутко понимая необходимую степень посторонней помощи. Здесь уместно вспомнить о зоне ближайшего развития и так называемой зоне невозможного развития.
Мы остановились лишь на некоторых психологических явлениях, которые так или иначе определяют нашу успешность и результативность при обучении и воспитании детей. Безусловно, между нашими знаниями и нашими действиями может быть несогласованность. Однако знания позволяют все-таки быть более гибкими в своем поведении с детьми, дают возможность быть более свободными в выборе поведения с ребенком.