Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Реформа образования в интересах детей

Четверть века назад в США были начаты глобальные изменения в образовательной системе. И сегодня можно увидеть их результат

В последнем номере солидного американского образовательного журнала «Фай Дельта Каппа» появилась статья, посвященная одновременно двум знаменательным датам. Во-первых, уже 40 лет институт Гэллапа выясняет, что думают американцы о своих школах, учителях, системе обучения. Можно увидеть динамику.
Во-вторых, прошло 25 лет с тех пор, как в США был опубликован доклад «Нация в опасности» и началась серьезная реформа национальной системы образования. Оказывается, за четверть века произошли огромные изменения в сознании общества,
в самоощущении детей и педагогов. И несмотря на то, что, как и в любой стране мира, американская школа ежедневно сталкивается с множеством нерешенных вопросов, болезненных проблем, подавляющее большинство педагогов довольны своей работой и не собираются менять профессию. А большинство рядовых американцев очень высоко оценивают свои школы и мечтают, что их дети когда-нибудь тоже станут учителями. Как страна пришла к столь замечательному результату? Возможно, чужой опыт подскажет и нам направление движения.

 

Главное богатство страны – дети

Американская образовательная реформа 1984 года явилась следствием осознанного решения, принятого обществом, государством: вложить имеющиеся ресурсы, средства в детей. В первую очередь сосредоточились на совершенствовании средней школы. По мнению авторов, цель реформы была «в максимальном развитии способностей каждого». Не освоение стандартов, не победы в мировых рейтингах, а создание условий для полноценной жизни человека, способного реализовать себя в современном обществе.
Среди важнейших целей обучения были выделены следующие: выработка умения критически мыслить и эффективно участвовать в коммуникативных процессах благодаря овладению языком (понятие функциональной грамотности – ключевое как в школьных обучающих программах, так и в курсе профессиональной подготовки учителя); познание самого себя, мира; подготовка к труду и непрерывному образованию.
Определили минимум обязательных знаний по школьным предметам, который необходим всем молодым людям, независимо от их интересов и планов на будущее. Остальное – по выбору и желанию ученика. Даже в государственной школе не менее 50 процентов учебного времени отвели на элективные курсы.
Каков результат? Судя по данным опроса, дети за последние годы стали больше доверять своим педагогам, поверили в возможность диалога (85% удовлетворены своими взаимоотношениями с учителями, причем 65% видят источник благополучия не только в личностных качествах преподавателей, но и в особенностях устройства школьной системы). Ребята чувствуют к себе персональное внимание со стороны педагогов (42% современных учеников – по сравнению с 25% 25 лет назад), уверены, что взрослые их достаточно эффективно учат (85% опрошенных). 90% подростков идут в школу с удовольствием (было – 79%).
Доброжелательная школа, как ни странно, учит совсем неплохо. По мнению самих же учителей, за четверть века реформ количество хорошо читающих детей увеличилось на 8%, грамотно пишущих – на 10%. Дети, кстати, выше всего оценивают профессиональные достоинства именно педагогов-словесников.
Хуже дела обстоят с математикой. Здесь преподаватели фиксируют падение качества обучения на 3%. Это вызывает беспокойство, но главная образовательная проблема (точка зрения 64% опрошенных учителей) – неготовность выпускников жить в глобальном мире: ребята слишком мало знакомы с мировой культурой, не владеют в достаточной степени иностранными языками. Вот и ближайшая задача для школы.

Кто встречает ребенка на пороге школы?

Чтобы раскрыть интеллектуальный, творческий потенциал ребенка, нужен уверенный в себе, постоянно развивающийся учитель. Если решено вкладывать национальные средства в детей, значит, эти средства должны быть вложены в первую очередь в педагогов. А что нужно учителю для того, чтобы работать эффективно и с удовольствием, чтобы давать ученикам по-настоящему качественную подготовку?
Прежде всего учитель должен быть хорошо обучен, не только как знаток своего предмета, но и как специалист, готовый работать с разными детьми, больными и здоровыми, агрессивными и ленивыми, выходцами из бедных, богатых семей, мигрантов из Восточной Европы или Латинской Америки. Поскольку нельзя сделать всех учеников одинаково умными и счастливыми, нужно по-разному учить тех детей, какие есть.
Сегодня 67% учителей считают, что вуз, система повышения квалификации позволяют им эффективно действовать в классе. 80% говорят, что их научили работать с разными по социальному происхождению учениками, 79% готовы помогать детям, для которых английский язык неродной, 78% преподавателей знают, как обучать детей, не получающих достаточной помощи в семьях, 70% справятся с детской агрессией.
Трудная работа, невыполнимая для мастера-одиночки. 83% опрошенных утверждают, что получают необходимую поддержку как от администрации, руководителей образования, так и от коллег (25 лет назад так говорили только 45% опрошенных).
Более того, современная система образования настойчиво ориентирует педагога на командное взаимодействие, сотрудничество с другими преподавателями. Так считают 92% учителей.
Простор педагогическому творчеству обеспечивают специально созданные гибкие системы сертификации учителей, преподающих по альтернативным программам. А также то, что преподавателей освободили от множества обязанностей, не связанных непосредственно с обучением детей, общением с ними (меньше бумаг, отчетов, совещаний). В этом уверены более половины опрошенных.
83% учителей признают, что школа обеспечивает их всеми необходимыми материалами для преподавания – от канцелярских принадлежностей и дидактических пособий до возможности использования самых современных технологий.
Нельзя не сказать о достойной зарплате, необходимой педагогу: 66% довольны своими заработками (раньше было 37%).
Американский учитель – уважаемый в обществе человек (это мнение 66% опрошенных в этом году преподавателей – против 37% 25 лет назад). Профессия входит в пятерку самых престижных в США. 92% педагогов совершенно довольны своей работой. А до начала реформы таких было 60%.

Директор школы – оптимист

Поскольку в центре системы образования оказался ребенок, а значит и учитель, администрация школы выбрала самую верную тактику, кстати, предписанную всякими нормативами и инструкциями: поддерживать педагогов, ценить их, беречь. Практически все школьные директора (99%) довольны своими подчиненными. 51% высоко оценивают качество подготовки молодых преподавателей.
Естественно, во взаимоотношениях начальников и подчиненных не все гладко. Администраторы склонны преуменьшать трудности учительской профессии. К примеру, 43% преподавателей признаются, что не могут работать в слишком больших и слишком разноуровневых классах. 76% директоров утверждают, что количество учеников в классе соответствует разумной норме.
Самое кардинальное расхождение – отношение к тестированию. Более половины педагогов считают тесты помехой в работе (в последние годы количество недовольных тестами учителей возросло почти вдвое). 79% начальников видят в тестах важный показатель эффективности работы преподавателя. Диалог продолжается.