ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Образование вне зоны доступа
Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» на федеральном уровне так и не принят
В интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В.Ломоносова – состоялось обсуждение перспектив образовательной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В мероприятии приняли участие председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий, зампред Комитета
по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, другие известные деятели в сфере политики, науки, культуры,
а также инвалиды – учащиеся столичных вузов.
Образование способствует самореализации людей с ОВЗ, их адаптации в обществе. По словам Смолина, люди с ОВЗ обижаются на этот термин, потому что они успешно проявляют себя в самых разных видах деятельности.
«Но чтобы к нам относились как к равным, нам надо быть выше среднего уровня», – подчеркнул Олег Смолин.
По мнению В.Лукина, «здоровым является только то общество, которое нормально относится к больным людям». У нас же, по словам омбудсмена, многие родители не желают, чтобы их дети учились в одной школе с инвалидами.
Все это противоречит как российскому, так и международному законодательству, где в числе основных принципов провозглашено инклюзивное образование, предполагающее обучение детей с нарушениями здоровья в общеобразовательных учреждениях наравне со здоровыми сверстниками.
Аналогичные процессы происходят и в системе высшего образования.
По убеждению В.Садовничего, необходимо создавать специальные условия для обучения студентов-инвалидов, включая безбарьерную среду в учебных заведениях, библиотеках и общежитиях.
Примером может служить МГТУ им. Баумана, где с 1935 года действует факультет для глухих и слабослышащих. В настоящее время на нем обучаются более 300 человек. По словам ректора этого вуза Игоря Федорова, выпускники с нарушениями слуха востребованы на сто процентов.
Для их успешного образования созданы все необходимые условия: разработаны специальные методики подготовки, используется особое оборудование. При факультете действует подготовительное отделение. Первые два года ребята учатся отдельно от других, а с третьего курса – вместе со здоровыми сверстниками.
Такой подход – сочетание интеграции с созданием специальных условий для ребят с ОВЗ – поддерживает и Российский союз ректоров, выступивший с целым рядом инициатив, направленных на развитие образования для этой категории учащихся.
Это установление грантов, стипендий с целью материальной поддержки студентов-инвалидов, адаптация классических университетских учебников для слепых и слабовидящих, организация годичного цикла научно-популярных лекций в домах-интернатах для детей-инвалидов, а также расширение участия детей с ОВЗ в олимпиадах школьников.
По словам В.Садовничего, Совет по олимпиадам школьников отказался от идеи проведения отдельных олимпиад для инвалидов, сделав ставку на интеграцию. Причем, как заявил ректор МГУ, их результаты в интеллектуальных соревнованиях будут оцениваться на общих основаниях, без поблажек и скидок. Единственная поблажка будет связана с созданием необходимых условий для детей-инвалидов. С этой целью планируется разработать рекомендации для организаторов школьных олимпиад и провести их учебу.
Кстати, как в прошлые годы, так и в нынешнем ребята с ОВЗ принимали активное участие в конкурсах и олимпиадах наравне со своими здоровыми сверстниками, многие из них показали блестящие результаты и стали лауреатами премии «Талант преодоления», учрежденной Российским союзом ректоров в 2009 году.
Конечно, многие проблемы остались за рамками встречи, которая проходила в торжественной обстановке в стенах ведущего вуза страны. Например, не было сказано о некрасивой кампании, развернутой в СМИ с подачи некоторых руководителей вузов, которые жаловались на то, что «льготники заняли все бюджетные места». Когда же Минобрнауки подвело итоги приема 2009 г., то выяснилось, что доля льготников от общего числа абитуриентов, зачисленных в вузы на бюджетной основе, не превышает 3%, причем инвалидов среди них – меньшинство.
Кроме того, по данным правозащитников, обнародованным еще в 2004 г., 200 тыс. детей-инвалидов, или 45% от их общего числа, не обучаются в школе.
По словам члена экспертного совета при аппарате Уполномоченного по правам человека Сергея Колоскова, «ситуация за этот период мало изменилась к лучшему, и у Минобрнауки нет адекватного ответа на вопрос о том, как эффективно организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».
По его мнению, необходимы поправки в Закон РФ «Об образовании», закрепляющие конкретные механизмы реализации провозглашенных в нем гарантий равного доступа к образованию для инвалидов.
На федеральном уровне закон об образовании лиц с ОВЗ так и не принят.
9 октября 2009 г. депутаты Мосгордумы приняли в первом чтении Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Кроме того, нынешний год провозглашен в столице Годом равных возможностей.
Специалисты надеются, что примеру Москвы последуют другие регионы.