Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Образование вне зоны доступа

Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» на федеральном уровне так и не принят

В интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В.Ломоносова – состоялось обсуждение перспектив образовательной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В мероприятии приняли участие председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий, зампред Комитета по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, другие известные деятели в сфере политики, науки, культуры, а также инвалиды – учащиеся столичных вузов.

 

Образование способствует самореализации людей с ОВЗ, их адаптации в обществе. По словам Смолина, люди с ОВЗ обижаются на этот термин, потому что они успешно проявляют себя в самых разных видах деятельности.
«Но чтобы к нам относились как к равным, нам надо быть выше среднего уровня», – подчеркнул Олег Смолин.
По мнению В.Лукина, «здоровым является только то общество, которое нормально относится к больным людям». У нас же, по словам омбудсмена, многие родители не желают, чтобы их дети учились в одной школе с инвалидами.
Все это противоречит как российскому, так и международному законодательству, где в числе основных принципов провозглашено инклюзивное образование, предполагающее обучение детей с нарушениями здоровья в общеобразовательных учреждениях наравне со здоровыми сверстниками.
Аналогичные процессы происходят и в системе высшего образования.
По убеждению В.Садовничего, необходимо создавать специальные условия для обучения студентов-инвалидов, включая безбарьерную среду в учебных заведениях, библиотеках и общежитиях.
Примером может служить МГТУ им. Баумана, где с 1935 года действует факультет для глухих и слабослышащих. В настоящее время на нем обучаются более 300 человек. По словам ректора этого вуза Игоря Федорова, выпускники с нарушениями слуха востребованы на сто процентов.
Для их успешного образования созданы все необходимые условия: разработаны специальные методики подготовки, используется особое оборудование. При факультете действует подготовительное отделение. Первые два года ребята учатся отдельно от других, а с третьего курса – вместе со здоровыми сверстниками.
Такой подход – сочетание интеграции с созданием специальных условий для ребят с ОВЗ – поддерживает и Российский союз ректоров, выступивший с целым рядом инициатив, направленных на развитие образования для этой категории учащихся.
Это установление грантов, стипендий с целью материальной поддержки студентов-инвалидов, адаптация классических университетских учебников для слепых и слабовидящих, организация годичного цикла научно-популярных лекций в домах-интернатах для детей-инвалидов, а также расширение участия детей с ОВЗ в олимпиадах школьников.
По словам В.Садовничего, Совет по олимпиадам школьников отказался от идеи проведения отдельных олимпиад для инвалидов, сделав ставку на интеграцию. Причем, как заявил ректор МГУ, их результаты в интеллектуальных соревнованиях будут оцениваться на общих основаниях, без поблажек и скидок. Единственная поблажка будет связана с созданием необходимых условий для детей-инвалидов. С этой целью планируется разработать рекомендации для организаторов школьных олимпиад и провести их учебу.
Кстати, как в прошлые годы, так и в нынешнем ребята с ОВЗ принимали активное участие в конкурсах и олимпиадах наравне со своими здоровыми сверстниками, многие из них показали блестящие результаты и стали лауреатами премии «Талант преодоления», учрежденной Российским союзом ректоров в 2009 году.
Конечно, многие проблемы остались за рамками встречи, которая проходила в торжественной обстановке в стенах ведущего вуза страны. Например, не было сказано о некрасивой кампании, развернутой в СМИ с подачи некоторых руководителей вузов, которые жаловались на то, что «льготники заняли все бюджетные места». Когда же Минобр­науки подвело итоги приема 2009 г., то выяснилось, что доля льготников от общего числа абитуриентов, зачисленных в вузы на бюджетной основе, не превышает 3%, причем инвалидов среди них – меньшинство.
Кроме того, по данным правозащитников, обнародованным еще в 2004 г., 200 тыс. детей-инвалидов, или 45% от их общего числа, не обучаются в школе.
По словам члена экспертного совета при аппарате Уполномоченного по правам человека Сергея Колоскова, «ситуация за этот период мало изменилась к лучшему, и у Минобрнауки нет адекватного ответа на вопрос о том, как эффективно организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».
По его мнению, необходимы поправки в Закон РФ «Об образовании», закрепляющие конкретные механизмы реализации провозглашенных в нем гарантий равного доступа к образованию для инвалидов.
На федеральном уровне закон об образовании лиц с ОВЗ так и не принят.
9 октября 2009 г. депутаты Мосгордумы приняли в первом чтении Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Кроме того, нынешний год провозглашен в столице Годом равных возможностей.
Специалисты надеются, что примеру Москвы последуют другие регионы.